ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Старообрядческая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (г.Коломна)

Старообрядческий домовый Храм Покрова Пресвятой Богородицы (молельня Морковкиной) был устроен в Коломне не позже конца 1870-х гг, близ городского пожарного депо. В книге С.С. Михайлова «История старообрядчества г.Коломна и его окрестностей» читаем: «В деле 1891 г., хранящемся в фонде Московской Духовной Консистории упоминается три моленных, которые находились в Коломне. Одна из них моленная неокружников, которая находилась против городского пожарного депо и была устроена при доме Морковкина. Она, по сведениям властей, была устроена ранее моленной Рыбаковых, т.е. до 1870-1880-х гг. Уже в 1892 году в Морковкинской моленной служил преемник отца Павла - отец Иаков. Сама же моленная, как легко понять из приведенного текста заметки журнала «Церковь», появилась давно, еще до разделения коломенских старообрядцев-поповцев на окружников и неокружников. Скорее всего моленная Морковкина/Морковкиной - храм коломенских старообрядцев приемлющих священство, о котором упоминается и в «Ведомости...» 1826 г., и у Мельникова-Печерского, и в других источниках. По крайней мере, он может быть просто его преемником, возникшем после упразднения или переноса прежнего молитвенного помещения. По сведениям Московского Губернского Правления на 1907 год, в г.Коломна проживало 86 старообрядцев-неокружников. Как последователи неокружнического епископа Иова - единственного из лидеров неокружнических течений, который признал после 1906 г. официальную регистрацию, прихожане Марковкинской моленной 28 декабря 1907 г. подали прошение о регистрации. «Коломенско-Покровская старообрядческая община», имевшая официальный адрес: г.Коломна, дом мещанки Марии Федоровны Марковкиной, была зарегистрирована Московским Губернским Правлением 7 марта 1907 года. Почти на два года раньше, нежели окружническая «Коломенская старообрядческая Община». Прошение подавали 61 человек прихожан, которые также просили утвердить в должности настоятеля общины своего священника Иакова Шамшина. Община должна была распространять свою деятельность на г. Коломна, селения Протопопово, Сычёво, Уварово, Бобренево Коломенского уезда Московской губернии, а также с. Сосновку Зарайского уезда Рязанской губернии. В конце 1909 года в журнале «Церковь» была опубликована небольшая заметка из Коломны под названием «Откуда появились в нашем городе «неокружники»». Поскольку она проливает свет на историю появления в городе этого согласия, то мы намерены привести ее полностью: «С давних пор у нас существует молитвенный дом, под названием марковкинская моленная. В этой моленной несколько лет тому назад был священником о.Павел, а попечителем - некий Елисей Григорьевич. О.Павел имел обыкновение все свои сбережения, т.е. деньги, отдавать этому попечителю, у которого и накопилось таких денег на 14000 р. В одно время о.Павел получает предписание от архиепископа московского Антония немедленно приехать к нему для объяснения по поводу сделанного им нарушения церковных канонов. Кажется, им был повенчан брак в близком родстве. Побывав в Москве, о.Павел приехал обратно запрещенным. Тогда он решил уехать на родину, в виду чего должен был вытребовать свои деньги у попечителя. Пришедши к нему, он заявил как о своем отъезде, так и о выдаче денег. Попечитель растерялся: или ему было жаль расстаться с чужими деньгами, или они были пущены в оборот (Елисей Григорьевич был торговцем). Но только вместо выдачи денег он посоветовал о.Павлу следующее: «Поезжай-ка, - говорит, - ты к другому Антонию, может быть дело-то и уладится». Так и поступил о.Павел. Поехал к Антонию II гуслицкому, поклонился ему. А тот и рад был «заблудшей» овце, принял его и разрешил. И дело пошло без перерыва. Прихожане никак не могли и подумать об этой перемене. Так наш приход и оказался «неприемлющим Окружного послания», и многие по сие время не знают, как они оказались «неокружниками». В настоящее время в этой моленной священствует о.Иаков, принадлежащий к епархии Иова. О. Иаков ни в какие беседы и разговоры о церковных делах ни с кем не вступает. На улице его можно встретить только с надвинутым по уши картузом и закрывшимся воротником. Дьячком у него состоит П.Ф. Канаев, известный у нас под названием «лысого», так как растительности на голове и бороде у него совершенно нет. Этот считается у них начетчиком, но на самом деле это совершенно бестолковый человек». Здесь мы прежде всего не должны забывать, что приведенная выше информация - версия основных оппонентов неокружников из последователей Рогожского кладбища. Посему к данной версии, особенно к тому, что прихожане ничего не понимали о том, куда ушел приход их храма-моленной, следует относиться несколько критически. Тем не менее, данный рассказ отражает реальные события. То, что священник ушел к противоборствующему архиерею по указанию попечителя моленной, выглядит более чем правдоподобно. Был ли о.Павел запрещен архиепископом Антонием (Шутовым) и совершал ли он какое-либо каноническое преступление, сказать сложно. Такую версию могли придумать уже задним числом, после его ухода к неокружникам. Подобная тактика объяснения причины перехода к оппонентам была весьма распространенной: «священник этот ушел к неокружникам потому, что он что-то такое неподобающее натворил и у нас его запретили». Характеристики, которые даны анонимным автором заметки для преемника отца Павла и дьячка-начетчика Канаева также весьма характерны для «портретов», которыми описывались представители противоборствующего лагеря. Так что вовсе не обязательно Канаев был на деле «бестолковым человеком», а отец Иаков таким уж «человеком в футляре». Об истинных причинах ухода прихода Марковкинской моленной в неокружничество и об истинных характеристиках его деятелей мы, за отсутствием опубликованного материала вряд ли когда-либо узнаем. В «Списке церквей и б. монастырей Московской губернии», составленном приблизительно в 1926-1927 гг., мы встречаем и Покровскую старообрядческую церковь в г. Коломна, находившуюся на Коломенской улице. В ней мы без труда узнаем храм неокружнической Коломенско-Покровской общины. Известно, что в 1929 году в Коломну, московским старообрядческим архиепископом Мелетием был переведен священник Роман Максимович Алькин. Он родился в 1871 году в селе Ерямнино Старолебедейской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии, в семье крестьян-старообрядцев «не признававших священство Белокриницкой иерархии». Однако, впоследствии он перешел в белокриницкое согласие. Отец Роман в Коломне обслуживал два храма - домашнюю церковь Морковкиных и «храм у станции» во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Служил о.Роман в Коломне до 1936 года, когда его, по доносу, вместе со старостой общины Н.И. Веретенниковым, арестовали. По стандартному для тех времен обвинению - в «контрреволюционной агитации» - его приговорили к трем годам лишения свободы. О. Роман отбывал заключение в Сиблаге, где его арестовали повторно и, обвинив в участии в контрреволюционной «повстанческой кадетско-монархической организации в лагере», созданной якобы японской разведкой, расстреляли. В Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ) нами обнаружен список «служителей культа» по городу Коломна на 1 апреля 1940 года. В том же деле есть и список функционировавших на тот момент молитвенных зданий «всех направлений» в городе. Здесь мы находим молитвенный дом белокриницкого согласия. Под «молитвенным домом» здесь явно следует понимать прежнюю Морковкинскую моленную. Дети о.Романа Алькина вспоминали: «После ареста тяти, с прихожан потребовали сумму денег или церковное здание будет отобрано у верующих. Дочь Александра Романовна обходила все дома старообрядцев - собирала деньги. Видно эта сумма была специально завышена и денег не удалось собрать. Никакие уговоры не помогли и храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы (бывшая Морковкиных) у верующих отобрали. Возникает вопрос, почему эта моленная действовала до 1937 г., в то время как почти все моленные и церкви в городе были закрыты. Можно предположить, что в первую очередь, это объясняется покровительством начальства пожарной охраны, а во вторую - тем, что сами пожарники, очевидно, были сторонниками старой веры и, как можно дольше, старались сохранять в тайне от властей эту моленную. В 70-е годы на месте моленной Морковкиных на ул. Коломенской («у пожарки») построили новое 2-х этажное здание пожарного депо». В «Московских епархиальных ведомостях» № 28 от 1873 г. была опубликована статья «Посещение раскольничьей моленной в городе Коломне». Возможно, речь идет о моленной Морковкиной: «Посещение раскольничьей моленной в городе Коломне. Давно я собирался посмотреть, как у старообрядцев совершается богослужение. На прошлой неделе случилось мне быть в Коломне, в которой исстари существует моленная. Уведомившись благовременно, что в ней будет совершаться всенощное бдение под 26 июня, я отправился в моленную. Она стоит на дворе; ворота были отперты, я вошел, но меня тотчас остановил сторож с расспросами: кто я, откуда и зачем? Удовлетворив любознательности сторожа, я просил его проводить в моленную, но получил решительный отказ, несмотря на все мои уверения, что я в моленной молиться не буду и никакого худого намерения относительно молящихся не имею. Заслышав мои объяснения со сторожем, из моленной вышло несколько человек мужчин и женщин; из последних выдавалась одна личность, пред которою прочие сторонились; она мне объяснила, что без дозволения попечителя меня не пустят. Спросив имя и местожительство попечителя, я отправился к нему за дозволением; но и тут неудача: попечитель заблагорассудил во время всенощной съездить на свою мельницу; к утешению своему я узнал, впрочем, что его хозяюшка в моленной, куда я снова направил свои стопы. Но теперь уже мне не так было легко войти во двор: ворота были со двора заперты. Постучав довольно, получил я наконец возможность войти на двор, а затем после решительного с моей стороны объяснения, что я буду жаловаться на такую нетерпимость кому следует - отворились двери моленной. Прежде всего меня поразило устройство престола впереди иконостаса: по сторонам устроены два клироса с солеёю, возле клиросов стояли хоругви и посредине квадратный под облачением стол; на нем лежало св. Евангелие, по сторонам четыре свечи, а позади запрестольный крест и икона Богоматери. Я был допущен в моленную, когда кончился полиелей и начинался канон; ирмосы по дважды пелись довольно стройно, но чтение тропарей было очень вялое; им видимо тяготились все предстоящие, из которых многие то и дело выходили, - и опять входили. При разговорах со старообрядцами, я от них слыхал, что в их моленных наблюдается строгий порядок; мужчины стоят на правой стороне, а женщины на левой, что поклоны у них совершаются всеми одновременно; теперь я увидал, что в коломенской моленной этот порядок мало соблюдается. Женщины, которых было преобладающее число, и девицы стояли и на левой, и на правой стороне, молились же не все одновременно, а как кому вздумается, исключая земных поклонов на подручники, которые делались всеми зараз. По 6-й песни высокий мужчина вышел на средины моленной, и на поставленном для него аналое прочитал из пролога житие св. Давида, Иоанна и Дионисия; присовокуплено было и слово от старчества о том, что монаху мытися в бане не подобает. Принимая во внимание, что в моленной находились отроки и юные девицы, - мне думается, лучше бы сделал анагност, если бы он упомянутое слово прочитал где-нибудь без их присутствия, потому что в этом слове упомянуты такие вещи, о которых «удобнее молчати». Весьма странным мне показалось самое чтение житий на распев; для чего это? Если для возбуждения внимания, то от растянутого и плаксивого пения оно более ослабляется; почему некоторые предпочли за лучшее уйти из моленной и придти по окончании чтения, а находившиеся в моленной слушали чтение сидя на маленьких скамеечках; более почтенным женщинам подставляли скамеечки девицы, а менее почтенные особы ставили их сами себе, а кто победнее, садились у стены на лавочки. Славословие было великое и пропето довольно скоро; ектении все заменялись неоднократным повторением «Господи, помилуй»; замолитвовал кто-то стоящий на клиросе. При начале канона большие свечи были погашены, но снова зажжены по окончании 8-й песни. Всенощная кончилась в 9 часов. По окончании богослужения я заявил желание сказать несколько слов почтенному собранию; но лишь только один старичок начал со мною разговор, как одна очень полная женщина стала буквально выталкивать из моленной всех, кто стоял к нам поближе, затем с клироса сошел так же полный мужчина и объявил, чтобы «гасили свечи и церковь запирали», и я вышел с грустным чувством».

С.С. Михайлов «История старообрядчества г.Коломна и его окрестностей»
Видео: Старообрядческая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Старообрядческая Церковь Николы на Посаде (г.Коломна)
Старообрядческая Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы (г.Коломна)
Старообрядческая домовая Церковь Рыбаковых (г.Коломна)
Старообрядческая домовая Церковь Шепелевых (г.Коломна)

Адрес: г. Коломна, ул. Коломенская,
здание пожарной части  Схема проезда
Вы можете помочь...

· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться


Документы:

 

· АРХИВНЫЕ ДЕЛА ·

 

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты