ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Церковь Пресвятой Троицы (г.Коломна, с.Протопопово)

В XVII в. в селе Протопопово стояла деревянная Троицкая Церковь. В писцовой книге 1684-1686 гг. читаем: "За преосвященным архиепископом Коломенским и Каширским старая домовая вотчина село Протопопово на овраге. Того села церковь Живоначальныя Троицы древянна у Оки реки на берегу. Во дворе поп тоя церкви Степан Семенов, во дворе дьячок Андрей..." Каменная Троицкая церковь в селе Протопопово, ныне утраченная, была построена в 1805 г. на средства прапорщика Петра Васильевича Селиверстова, владельца соседнего села Щепотьева. Храм был полностью перестроен в 1894 - 1897 гг., при этом появились приделы Святогорской иконы Божией Матери и Преподобного Андрея Критского, строительство велось по проекту архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова (1862-1926) на средства владельца пароходов и барж Андрея Салтыкова, а также И.А. и М.Б. Салтыковых. 25 января 1898 г. храм был освящен. Настоятелем стал о.Михаил Русинов. До 1918 г. в Троицком храме с.Протопопово служил о.Николай Николаевич Беляев, он тяжело заболел, и осенью 1918 г. сюда был назначен его сын о.Георгий Беляев (1886-1937, будущий преподобномученик Никон). Георгий в 1902 г. окончил Коломенское Духовное училище, в 1908 г. - Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в с. Чашниково (ныне в Солнечногорском районе). В селе он создал Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. В марте 1918 года был рукоположен в священника, но до августа одновременно оставался и учителем в школе. В это время тяжело заболел его отец, служивший в Троицкой церкви в селе Протопопово Коломенского уезда, и туда священником был назначен отец Георгий. Став священником, отец Георгий принял решение не брать вознаграждений за исполнение треб, но пользоваться лишь тем, что прихожане подадут сами, по своей милости и вразумлению Божию. Но в приходе кроме священника были псаломщик и сторож, и в августе 1919 года по его инициативе был устроен сбор продуктов на их содержание. Когда продукты были уже собраны и отвезены старосте, туда явились представители власти, все было реквизировано, Георгия Беляева арестовали и отправили в Коломенскую тюрьму. Через три дня ему объявили, что он осужден на две недели принудительных работ. Вернувшись в село, он ещё активнее приступил к исполнению своих священнических обязанностей, так как явственно ощущал, что время коротко, и пока есть возможность делать добрые дела и не появились те, кто поведут, куда не хочешь, надо эту возможность использовать. Георгий Николаевич Беляев ежедневно неустанно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религиозные темы, собирал детей для уроков по Закону Божию - сначала в нанятом им частном доме, а затем у себя, и подарил каждому из детей небольшое Евангелие, как напутствие на их дальнейшую христианскую жизнь. В марте 1920 года заведующий военным отделом при протопоповском волостном исполкоме предложил священнику обратиться к властям, чтобы устроить публичный диспут с безбожниками. На это Георгий Николаевич Беляев ответил: «Нет никакого смысла устраивать да и выступать… Истина не требует защиты, и безумцы, восстающие на истину, сами разобьют свои пустые головы о её твердыни». Перед праздником Рождества Христова были собраны кое-какие продукты на содержание Коломенского епископа и для бедствующих прихожан. Поскольку собрано было немного, то все было роздано только неимущим прихожанам. Волостной исполком, узнав об этом, запросил священника, на каком основании и для каких целей он собирал продукты. Отец Георгий ответил, что подобные вопросы исполкома есть вмешательство во внутренние дела Церкви. От священника потребовали, чтобы он сообщил имена жертвователей, но отец Георгий отказался это сделать, памятуя случай, когда председатель волостного совета отказал в разрешении на получение дров вдове, у которой приход снимал дом для занятий с детьми по Закону Божию.Местные осведомители предприняли особые усилия для получения сведений о жизни прихода, но безуспешно, и один из них, отчитываясь, писал: "Дела, проделываемые попом, делаются так секретно, что пока никак не удаётся мне проникнуть в его кружок, так как чужих людей они остерегаются, а своих хорошо знают". В январе 1921 г. политбюро коломенского уезда получило из села Протопопова рапорт, что на паперти храма висит написанное большими буквами объявление: "Религия - свет для народа". Написано оно было по случаю празднования Крещения Господня - начала всеобщего просвещения. В другом рапорте сообщалось начальству: «Политическое состояние волости удовлетворительно. Сообщаю третий раз, что священник села Протопопово ведёт агитацию против советской власти, устраивает разные беседы, преподаёт Закон Божий. Прошу принять меры...» После Пасхи 1921 года отца Георгия пригласили в деревни прихода, чтобы он и там отслужил Пасхальный молебен. В деревне Сычеве в часовню, где служился молебен, из любопытства пришли и старообрядцы. После молебна священник обратился ко всем: «Христос воскресе!» Но «Воистину воскресе!» ответили ему только прихожане. Тогда отец Георгий обратился ко всем собравшимся с горячей проповедью: «Не все ли равно, сказать два раза "аллилуйя" или три раза, не все ли равно, помолиться тремя пальцами или двумя? Перед нами стоит общий наш враг - и этот враг неверие. Враг этот очень сильный и опасный, с которым мы с вами должны бороться. Борьба эта зависит от каждого из вас. Ни в одной стране, ни в одном государстве нет таких порядков, как у нас теперь на Руси святой. Кучка людей ведёт за собой массу, как стадо баранов. Народ наш тёмный, необразованный, послушают какого-либо оратора, похлопают ему в ладоши. Выступает другой оратор, потом третий, говорят совсем другое, а люди хлопают и им. Теперь масса людей, детей, оторванных от отцов и матерей, воспитываются по усмотрению неверующих. Люди эти становятся развратниками и хулиганами, и их у нас много теперь. Я бываю в Коломне, бываю и в Москве, некоторые дети бросаются ко мне, просят благословения, целуют крест, а другие проходят мимо с насмешками, насмехаются, как и взрослые. Это стало корнем зла, великого зла, с которым мы с вами должны бороться, как с нашим общим врагом... Сегодня наш общий праздник воскресения Христова, который мы с вами празднуем в великоторжественном веселии, а потому и говорю я вам: "Христос воскресе!"» И на этот раз все вместе согласно ответили: «Воистину воскресе!» 4 ноября 1921 года в доме священника был произведен обыск, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах в ГПУ отец Георгий, выслушав вопросы следователя, сказал: "Я всецело отдался церковной деятельности. Смотрю на личную и общественную жизнь с христианской точки зрения... Считаю долгом своей совести подчиняться существующей власти. Царская власть упала, как дерево, у которого подгнили корни. Священник сегодня не полноправный гражданин, в правах мы урезаны. Меня, так настроенного, это нисколько не печалит, потому что я хотел бы отдать себя всецело церковной деятельности. Я живу в приходе, исполняя священнические обязанности, если приходится исполнять какие-либо гражданские обязанности, то таковые я также выполняю, сознавая необходимость и полезность государства... Что касается бесед с прихожанами, то таковые происходят в храме во время богослужений. Начиная с середины осени до Пасхи, беседы бывают на дому и в церковной сторожке... Говорил проповеди, раскрывая положительную сторону христианского вероучения, говорил против неверия, касаясь лишь мировоззрений и стараясь лишь о том, чтобы вложить в душу слушателей христианский взгляд на природу человека, на его назначение в жизни". Следователь спросил отца Георгия, откуда у него столько религиозных книг и для какой цели они ему были нужны, на что священник ответил, что книги он покупал "на складе Пантелеимонова подворья... с целью... составить правильные представления по тем или иным вопросам христианского вероучения. По вечерам в храме совершался молебен с пением его всеми присутствующими, во время молебна произносились проповеди, такого же характера, как и за Литургией. Молящиеся были преимущественно женщины, человек тридцать. В прошлом году беседы велись в доме церковного старосты на религиозные темы, слушателями были мужчины и женщины, мужчин было человек пять, женщин человек десять". 7 февраля 1922 года отец Георгий был приговорен к ссылке в Архангельскую область за "антисоветскую агитацию" на неограниченный срок. В 1925 был освобожден из ссылки и вернулся на родину. Епископ Коломенский Феодосий (Ганицкий) ради укрепления духовной жизни Старо-Голутвина монастыря предложил возглавить обитель. На что отец Георгий дал своё согласие. В августе владыка постриг отца Георгия в монахи с именем Никон, возвёл в сан архимандрита и поставил наместником монастыря. В Троицкий храм в селе Протопопово, в котором он служил, пригласил знакомого по ссылке священника Иоанна Калабухова. Несколько раз до своего нового ареста и ссылки отец Никон вместе с отцом Иоанном совершали богослужение в Троицком храме. После нескольких арестов архимандрит Никон (Беляев) 10 декабря 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В 1925 г., после избрания на приходском собрании в кандидаты на занятие вакантного священнического места и утверждения его кандидатуры правящим епископом, в Троицком храме с.Протопопово начал служить Калабухов Иоанн Лукич (1873-1938, будущий священномученик). Он был назначен по рекомендации о. Георгия Беляева, с которым познакомился на месте своего прежнего служения в с.Смотраковском Шенкурского уезда Архангельской губернии. Иван Лукич Калабухов родился 13 ноября 1873 года в селе Толбино Серпуховского уезда в семье священника. С 1900 года работал в Москве в булочной фирме приказчиком. В 1908 года переехал в Архангельск, где год работал весовщиком на железнодорожной станции, а после приказчиком у частного булочника. В 1915 году поступил в Архангельскую духовную семинарию, которую закончил экстерном. В апреле 1917 года был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Холмогорского уезда. В 1920 году перешел служить в село Смотраковское Шенкурского района той же губернии. С 1919 по 1920 годы Архангельская губерния находилась под властью белых. В 1920 году отец Иоанн судом города Шенкурска был приговорён к трём месяцам лишения свободы за антисоветскую проповедь. В Шенкурском районе отец Иоанн прослужил до 1925 года. В соседнем селе Боголюбском поселился высланный советской властью священник Георгий Беляев, по рекомендации которого отец Иоанн поехал на его место в село Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. Среди верующих Протопопова Калабухов Иоанн Лукич пользовался авторитетом, поэтому на приходском собрании отец Иоанн был единогласно избран кандидатом на занятие вакантного священнического места в Троицкий храм. После утверждения его кандидатуры правящим епископом Калабухов Иоанн Лукич стал здесь служить, как и отец Георгий, заботясь о благолепии храма. Верующие добровольно собирали средства для текущего ремонта и закупки всего необходимого. После отбытия срока ссылки отец Георгий в 1925 году по благословению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) был пострижен епископом Коломенским Феодосием (Ганецким) в монашество с именем Никон и назначен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь Коломны. Несколько раз до своего нового ареста и ссылки отец Никон вместе с отцом Иоанном совершали богослужение в Троицком храме села Протопопова. В конце 1920-х годов советская власть снова начала беспощадные гонения на Церковь. В сентябре 1929 года в Протопопове умерла пожилая женщина. Её дети жили со своими семьями отдельно, с ней проживала только старшая дочь, которая была активной безбожницей. Узнав, что остальные родственники пригласили отца Иоанна совершить отпевание, дочка покойной пришла в дом к священнику и запретила ему приходить, так как желала проводить гражданские похороны с оркестром и не хотела, чтобы мать была предана земле по православному. При этом она подчеркнула, что её мать была неверующей. Отец Иоанн знал, что умершая была верующей, так как сам её недавно исповедовал и причащал, знал он и о том, что она, будучи больным старым человеком, всецело находилась в материальной зависимости от неверующей дочки и поэтому старалась не проявлять своего отношения к Церкви. На требование пришедшей отец Иоанн ответил, что в дом к ней не пойдёт, но если родственники принесут гроб в церковь, то отпевать будет. Узнав о случившемся, родственники умершей добились по совету отца Иоанна письменного разрешения от местного сельсовета на церковное погребение. Вечером 21 сентября он пришёл в дом для совершения заупокойного богослужения. У гроба почившей отца Иоанна встретила дочка-безбожница. – Зачем ты пришёл? – спросила она священника. – Вот, ваши родственники дали мне письменное разрешение от власти, я и пришёл, – ответил отец Иоанн. Дочь начала плакать. Мужчины, бывшие в это время в доме, вывели её в соседнюю комнату. 26 сентября уполномоченный коломенского отдела ОГПУ Чесноков завёл следственное дело на священника. В вину ему ставилось то, что "Калабухов всеми мерами и провокационными действиями добивался искоренения безбожия в селе Протопопово". В этот же день отца Иоанна арестовали и допросили. Следователь поинтересовался об отношении священника к советской власти. "После революции 1917 года с переходом власти к советам моё отношение к советской власти не было сочувственное, – ответил отец Иоанн. – Причиной этого было следующее: в церковь врывались без всякого соблюдения порядка и приличия, входили в шапках, курили и чуть ли не устраивали танцы. На меня, как на человека религиозного, это действовало отрицательно, и приход советской власти мною не был встречен сочувственно. В дальнейшем советскую власть я рассматривал как и всякую власть – от Бога". В качестве свидетельницы 1 октября была допрошена учительница села Протопопова, которая сказала: "Религиозная работа церковников в селе чувствуется на учащихся. Среди детей моей группы замечаются иногда выражения недовольства против введения каких-либо новшеств, были случаи ученики высказывали недовольство против занятий в воскресенье. Двое учеников долгое время в церкви прислуживали священнику, и только, когда весь класс стал над ними смеяться, один из них прислуживание прекратил... Многие из учеников ходят петь на клиросе, бывает так: начинаются занятия, а часть ребят поют в церкви... Кроме того, неоднократно мне со стороны учеников были заявления, что священник при встрече кого-либо из них или при обходе с молебнами домов заставлял, убеждал обязательно ходить в церковь... С неделю тому назад мне была подброшена анонимная записка, следующего содержания: «Не хотим учиться в воскресенье и отдыхать во вторник. Долой вторник, да здравствует воскресенье»". 1-2 октября состоялись заседания церковного совета Троицкого храма. Собравшиеся говорили, что священник арестован необоснованно, ничего противозаконного он не совершал, поэтому за него надо хлопотать о его освобождении. Чтобы не навлечь подозрений на церковный совет, было принято решение в ближайшее время провести собрание всего прихода. На нём верующие сами выступили с этой инициативой. Через несколько дней ОГПУ были также арестованы псаломщик, заместитель председателя церковного совета, а также церковный староста Летников Иван Леонтьевич. Всё время заключения священник Иоанн Калабухов и церковный староста Иван Летников содержались под стражей в Коломенской тюрьме. 23 декабря 1929 года тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трём годам заключения, а Ивана Летникова к высылке в Северный край на три года. В 1932 году по отбытии наказания в Котласе священник Иоанн Калабухов вернулся в Протопопово и восстановил служение в Троицком храме. При выдаче паспорта ему, как бывшему заключенному, запретили проживание в режимной зоне и с 1933 года он переселился в село Озерицы Луховицкого района и служил в Ильинском храме. 16 февраля 1938 года был арестован и сразу же допрошен. – В 1937 году на праздник Ильин день вы говорили в церкви проповедь о том, что настало смутное время и со стороны коммунистов идет гонение на Церковь, потерпите, скоро придет конец. Говорили вы такую проповедь? – Нет, такой проповеди я не мог говорить и не говорил, и вообще я проповедей не говорил совсем. – В январе 1938 года вы ходили в деревне Ивняги с молебном по домам или нет? – Нет, не ходил. На это нужно разрешение сельсовета. Я один раз попробовал, обратился в 1936 году в сельсовет за разрешением, но сельсовет разрешения не дал, и я больше не обращался и с молебнами по приходу не ходил. – Что это за проповедь письменная отобрана у вас под заглавием "Христос Воскресе", зачем она у вас, кто её писал и для чего? – Эта проповедь оставлена моим предшественником, эта проповедь – огласительное пасхальное слово Иоанна Златоустого. – Признаёте себя виновным в том, что вы вели агитацию среди населения в церкви и по домам колхозников против коммунистов и существующего строя или нет? – Нет, такой агитации я не вёл, да и вести не мог, так как хорошо знаю, что это делать нельзя. К советской власти я совершенно лоялен. 17 февраля 1938 года отец Иоанн был переведён в Коломенскую тюрьму, а оттуда в Таганскую. 21 февраля тройкой НКВД по Московской области он был приговорён к смертной казни за "антисоветскую агитацию среди прихожан церкви". 26 февраля 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово и погребён в безвестной могиле. С 1934 г. в Троицком храме с. Протопопово служил священномученик Смирнов Виктор Павлович, 1875-1937, фотография взята из «расстрельного дела», заключенных фотографировали незадолго до казни, мы видим лицо человека, испытавшего пытки, побои и издевательства). Священномученик Виктор родился в с. Ильинское Звенигородского уезда Московской губернии, в семье псаломщика Павла Смирнова, в 1891 г. окончил Звенигородское Духовное училище, в 1898 г. - Вифанскую Духовную семинарию, работал учителем в церковно-приходской школе в Можайском уезде. В 1902 г. Виктор Павлович Смирнов был рукоположен во священника к Ильинскому храму с. Сандыри (в наше время в черте г Коломны). За усердное служение в 1927 г. возведен в сан протоиерея, в 1930 г. награжден крестом с украшениями. В том же году за неуплату налога священник был приговорен к трем месяцам принудительных работ. В 1930 г. переведен в храм с. Хотяиново (ныне в Ступинском районе), в 1934 г. - в храм с. Протопопово. 27 ноября 1937 г. арестован. 28 ноября следователь вызвал двух лжесвидетелей, которые оговорили о. Виктора в проведении контрреволюционной деятельности. Священник отказался признать себя виновным. На этом следствие было закончено, отца Виктора отвезли в Таганскую тюрьму в Москву и 1 декабря 1937 г. приговорили к расстрелу, 8 декабря расстреляли. (Использованы материалы книги протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны" и сайта древо-инфо.ру). Далее предлагаем Вам ознакомиться с информацией, которая была записана со слов старожилов с.Протопопово. Троицкая Церковь была построена из кирпича на извести и яйцах, имела три входа, высокую колокольню, пятиглавый Храм. До настоящего времени на земельном участке одной из жительниц сохранилась каменная плита, которая ранее являлась входом в Храм (папертью). Троицкий Храм построили на средства владельца пароходов и барж Андрея Салтыкова. Кроме Церкви, в разных частях села Протопопова стояли Часовенки (одна напротив К.Шибакиной, вторая в середине, с начала села). «Часовенка была кирпичная, там окошечко было, и горела лампадка». Салтыкова В.И. вспоминала: «в одну Часовенку можно было взойти… Иконка стояла там… Мы заходили в нее еще. Маленькая я была. А потом ее как-то сломали. Прям в один момент как-то вот… Она была кирпичная... Больше в pост человека. И она вот так вот куполом была… И там крест наверху… Зайдешь… помолишься, и побежишь… Ну, когда, крестный ход, иногда там вот зайдут, ее окропят…» В селе Протопопово могла быть построена еще одна Часовня, но этого не случилось, так как жители села отказались выгружать кирпич, который Салтыков привез на барже по Оке. После отказа, баржу с кирпичом отправили по реке в Щурово. Недалеко от Троицкого Храма первый священник выкопал Святой колодец, который в народе называли «Поповский». В настоящее время Святой колодец засыпан, а на его месте стоят гаражи. Но в селе Протопопово сохранился и другой действующий Святой Источник, освященный в честь Сергия Радонежского. Он находится на берегу Оки, на удалении 200-300 м. от места, где когда-то стоял Троицкий Храм. Троицкая Церковь с.Протопопово была закрыта в конце 1937 года. В советское время началось разграбление Храма: НКВДшники заставляли местных жителей смывать золото с Икон, а очищенные Иконы сжигали. Стояло три больших чана, в которых смывали золото с Икон, потом золото какое-то время отстаивали в поддонах. На последней стадии золото засыпали в специальные мешки, опломбировали и увозили. Во время Великой Отечественной войны, при вражеских обстрелах, Храм использовали как бомбоубежище для односельчан и беженцев. Люди прятались в подвале Церкви. Немецкие части подошли совсем близко к с.Протопопово - находились на противоположном берегу реки. Отсутствие прочного льда помешало неприятелю переправиться и занять село. Церковь начали потихоньку разбирать уже в годы войны. Наши солдаты, жившие в палатках и сдерживающие натиск противника, выбивали по кирпичику из оконных проемов Храма (из под решеток) и сооружали печки в землянках. Со слов старожилов, после окончания войны Троицкую Церковь продали Коломенскому мясокомбинату, и к 1947 году Храм был полностью разобран. Кирпич вывозили на подводах запряженных быками. Как-то раз один из погонщиков перегрузил телегу кирпичом - подвода не выдержала и надломилась. Погонщик прибежал в соседский дом и слезно умолял помочь починить телегу, так как за порчу государственного имущества его могли отправить на Соловки. Жители села помогли отремонтировать подводу, а через несколько дней незадачливый погонщик привез своим спасителям гостинцы и подарки со словами благодарности. Говорят, что из кирпича Троицкой Церкви в городе Коломне был построен колбасный цех (ул. Пионерская, д. 8, ул. Савельича, д. 28). При Троицкой Церкви действовало кладбище, где хоронили уважаемых людей. Примечательная история произошла с надгробным памятником А.П. Салтыкову, который первоначально стоял на кладбище, а сейчас стоит у новой Троицкой Церкви и Храма Преподобного Сергия Радонежского (с.Протопопово). Во время войны у солдат и жителей Протопопово была нехватка спичек. Некоторые находили выход из положения: от гранитного памятника А.П. Салтыкову откалывали небольшие кусочки, потом били напильником по отколотому куску и высекали искру - от искры разводили огонь или прикуривали. Не так давно надгробный памятник А.П. Салтыкову пытались украсть с кладбища, где он когда-то стоял: какие-то дельцы подогнали «ГАЗель» и пытались загрузить надгробие. Но одна из жительниц Протопопово отстояла историческую реликвию, задав злоумышленникам простой вопрос: «Может быть в милицию позвонить?». Вандалы отступили. После этого инцидента односельчанка попросила батюшку перенести памятник поближе к новой Троицкой Церкви и Храму Сергия Радонежского. В настоящее время Вы можете лицезреть памятник А.П. Салтыкову, с обколотыми краями, рядом с Храмом Преподобного Сергия Радонежского. На месте разрушенной Троицкой Церкви установлен поклонный крест, но и у него не простая судьба. Первый поклонный крест простоял около пяти лет, но в одну из ночей кто-то его поджог. Что примечательно, крест был подожжен после того, как по селу прошли сектанты с агитационной литературой. Им не удалось склонить на свою сторону верующих бабушек Протопопово, и, возможно, в отместку они подожгли поклонный крест. В настоящее время на месте разрушенной Троицкой Церкви возвышается вновь установленный поклонный крест. В 2002 году в непосредственной близости (150-200 м) от уничтоженной Троицкой церкви (с.Протопопово) был построен небольшой деревянный Храм Преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время рядом с Храмом заканчивается строительство новой каменной Троицкой Церкви.

Видео: Церковь Пресвятой Троицы (г.Коломна, с.Протопопово)
Церковь Сергия Радонежского (г.Коломна, с.Протопопово)
Святой источник Сергия Радонежского (г.Коломна, с.Протопопово)

Адрес: г. Коломна, пос. им. Кирова    Схема проезда
Телефоны: 615-74-00  Сайт: prp-sergiy.narod.ru
Вы можете помочь...

· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться




Документы:

     

· АРХИВНЫЕ ДЕЛА ·

 

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты