Церковь Зачатия Святой Анны (г.Коломна) СГОРЕЛА |
Церковь Зачатия Святой Анны была построена в конце XV века. Первое письменное упоминание о Храме содержится в Писцовых книгах Московского государства 1577-1578 гг.: «Да на Бобышеве у Зачатья св. Анны на владычне земле двор, да двор пуст, да 5 мест дворовых… От Бобышева по правую сторону слободка белая кирпичников: 8 дворов по левой стороне двор да место дворовое».
Протоиерей Олег Пэнэжко в книге «Храмы и монастыри г. Коломны» пишет: «Церковь стояла в древнем с. Бабышево, известном с 1389 г. и бывшем владением великих княгинь московских. Бабышевым владела супруга великого князя Василия Димитриевича, София Витовтовна (ум. 1453, единственная дочь великого князя литовского Витовта, в 1451 г. завещала Бабышево в пожизненное владение невестке, жене великого князя Василия II (1415-1462)  княгине Марии Ярославне. В 1478 г. она постриглась в монахини с именем Марфа, но до самой смерти, в 1485 г., продолжала управлять своими селами. По смерти инокини Марфы коломенские села должны были быть завещаны в пожизненное владение второй жене великого князя Иоанна Васильевича (1440-1505) Софие Фоминишне Палеолог (ум. 1503). По преданию, она молила Бога о чадородии, а родив сына Василия, в благодарность построила несколько храмов, один из них - деревянный Храм Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в своем селе Бабышеве. Позднее село слилось с городом. На его землях возникла Гончарная слобода. Ныне существующая каменная церковь Богоявления была построена в 1680-1689 гг».
Н.Иванчин-Писарев в книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» пишет: «Зачатье Святой Анны. Этот храм переименован Богоявленским. Вот предание. Супруга Иоанна III, София Палеологов, долго молилась в обителях о чадородии, молилась о том и в коломенских храмах. Пред вратами Троицкой Лавры, куда ходила она пешком, совершилось над нею чудо: явился св. Сергий и ввергнул ей в недра младенца. Вышив пелену для Лавры, она не забыла обетов, данных и в Коломне: вышив хоругвь для здешнего соборного храма, она поставила на сём месте деревянный Зачатейский. (Известно, что сын её, великий князь Василий Иоаннович, рассказывавший боярам и духовным о чуде своего рождения, воздвиг в 1525 году коломенские градские стены, а пред своею кончиною начал строить такие же и в Троицкой обители, доконченные сыном его, Иоанном IV. Он сам часто молился в этих храмах о чадородии то с Соломонией, то с Еленой.) Место, где стоял деревянный храм и где ныне стоит этот каменный, было селом. Вероятно, положение этого подколоменского села или пригорода полюбилось великой княгине, и она положила основать на нём свой обетный святой памятник. Впоследствии, при распространении города, село и храм вошли в состав Коломны, как и московские сельские храмы Кудрина и Сушева сделались городскими. В этом храме множество древних икон; есть образы письма византийцев и два или три кисти знаменитого Андрея Рублёва. Но всё это драгоценное собрание, которого описание составило бы книгу и которое размещено в алтаре настоящей, в двух приделах и трапезе, доставлено из других, ещё более древних храмов, вероятно, упразднённых; ибо в пожар, истребивший деревянную церковь в конце XVII столетия, спасена была только одна Нерукотворенного Спасова образа. Упомянем здесь особенно об одной, весьма достопримечательной: это икона Знамения, вернейший список с новгородской. Вокруг неё изображено житие Богоматери, между коего - сретение московскими жителями Владимирской иконы при вторжении Тамерлана. Такая вставка, не относящаяся к житию, есть верное доказательство её современности изображённому событию, которое поразило тогда умы и сердца россиян. Здесь представлены князь Владимир Андреевич Храбрый и митрополит Киприан, принимающие икону от владимирцев. На князе низкая шапка самой древней формы. Заметим, кстати, что эта икона списана прежде переписания подлинной митрополитом Макарием. Не сам ли великий князь Василий Димитриевич велел написать её и оставил здесь, ибо здесь, в Коломне, он возымел мысль послать во Владимир за иконою Боголюбского, о чем и писал отсюда в Москву к митрополиту. В таком множестве икон всех эпох нашей иконописи, кажется, ни одна не попала в руки невежды-поновителя. Есть и поновлённые, но в местах не важных; лица же и одежды все сохранены. Духовенство и вкладчики этого храма заслуживают за то благодарность всех чтителей древней святыни».
Роман Славацкий в газете «Благовестник» №11 (2011 г.) пишет: «Улица, на которую выходит южная сторона храмовой ограды, называлась Зачатьевской. Под этим именем она была известна вплоть до XX века. Нелишне упомянуть, что день памяти святых богоотец Иоакима и Анны, 9 декабря (ст. ст.), всегда отмечался в храме особо. На рубеже XV-XVI столетий Бабышево становится своеобразными «воротами Посада». Хотя формально оно числилось пригородным селом, фактически уже слилось с посадской застройкой. Здесь находился своего рода транспортный узел, откуда начинались сразу три улицы… Естественно, что храм Зачатия Анны, стоявший на перекрёстке важных путей, имел большое архитектурное и духовное значение. Он был заметным ориентиром для всех, кто въезжал в город со стороны Посада. Ну, а какие сведения о прихожанах церкви, т.е. о жителях села Бабышева дошли до нашего времени? Основные их занятия в XVI в. были связаны со строительством Коломенского кремля (начат 25 мая 1525 года, окончен на праздник Успения - 15 августа 1531 года). Ольга Булич в книге «Коломна: пути исторического развития» (М.1928) пишет:
«Кирпич для крепостной стены выделывали здесь на месте. Он изготавливался крестьянами ближайших коломенских деревень, переселённых для удобства в пригородные слободы. До сих пор ещё в одной из городских церквей (церковь Зачатья, бывшая когда-то церковью села Бабышева, затем слободы «Гончары») можно видеть образ Нерукотворного Спаса. Образ этот был, как передает местное предание, перенесён сюда крестьянами, насильно переселёнными ближе к городу». Слова Булич о «насильственном переселении крестьян» отдают «классовым подходом». Поэтому будет интересно сопоставить её текст с более старым отрывком из очерка «Богоявленская, в городе Коломне, церковь».
«Давность существования храма на сём месте подтверждается, между прочим, и другим преданием о более нежели трехсотлетнем существовании в нашем храме иконы Нерукотворенного Образа Господня, с незапамятных ещё времен пожертвованной в нашу древнюю Зачатьевскую церковь жителями подгородной Митяевской слободы, или, по древнему названию, жителями деревни Митяево, как из предания известно, участвовавшими в построении Коломенской крепости… и, следовательно, уже принадлежавшими к приходу древней Зачатьевской церкви».
В XVI столетии Коломне пришлось перенести немало испытаний. Например, в 1538 г. город был опустошён страшным пожаром.
«Того же лета, июня, на Коломне посад погорел от Бобышева до Спаса (т.е. Спасо-Преображенского монастыря), а от Спаса все ряды погорели и до Москвы-реки».
Предположительно, в 1538 году исчезла в огне и деревянная Церковь Зачатия Св. Анны.
Церковь Богоявления Господня (г.Коломна)
Церковь Иоанна Предтечи (при Богоявленской Церкви)
|
|