Вот как увидела погост Старки Анна Андреевна Ахматова: "Где на четырёх высоких лапах |
Колокольни звонкие бока |
Поднялись, где в поле мятный запах |
И гуляют маки в красных шляпах, |
И течёт московская река"... Анна Андреевна приходила в Старки в гости к поэтессе Вере Александровне Меркурьевой (1876-1943), которая так описывала свою жизнь в Старках: «Это церковь... и два домика около в деревьях. В одном живём мы... в комнате, разделённой на 4 угла деревянными, не доходящими до верху переборками, с прорезями, затянутыми занавесками. Там,  где я, - 2 окна (на церковь
и даль), перед окнами стол рабочий, позади кровать... Рядом А.С. (А.С. Кочетков) - 1 окно, кровать и столик... закутки Инны Григорьевны и Гени позади... Сзади нас-кладбище... сбоку-усадьба Шервинских». С. Шервинский вспоминал: «Около красно-белой баженовской церкви избу снимали близкие нам люди: поэт Алексей Сергеевич Кочетков с женой и старая годами, но молодая душой поэтесса Меркурьева. Они привнесли с собой тот поэтический дух, который сближал их до этого во Владикавказе, здесь состоялась встреча Меркурьевой с А.А. Ахматовой...
Название места произошло от имени первых его владельцев Старковых. В древности и местность эта называлась не Старки, а Старкове. Боярин Иван Фёдорович Старков в 1436 г. был наместником великого князя Московского Василия II. В Коломне ему был поручен сосланный туда Дмитрий Шемяка, на чью сторону Иван Фёдорович и переметнулся, в 1446 г. сообщал о передвижениях великого князя, помогая захвату Шемякой Василия II в Троице-Сергиевом монастыре. После поражения князя Дмитрия Шемяки в междоусобной войне, владение Старковых были отписаны на государя. В 1475 г. Алексей Старков был послом в  Крым. Род Старковых захудал.
В окладных патриарших книгах 1641 г. в Пехрянской десятине значится вновь прибылой церковь Николая Чудотворца в Старкове. В1665 г. «вместо сгорелой ставленной (грамоты), выдана благословенная (грамота) белому попу Поликарпу Иванову в Коломенском уезде в с. Старкове». С 1746 по 1758 и с 1770 по 1776 гг. в церкви погоста Старки служил священник Лазарь Матвеев, в 1797 г. - служил священник Василий Семёнов, в приходе тогда было 100 дворов. Церковь Святителя Николая построена, вероятно, архитектором В.И. Баженовым в 1759-1763 гг. на средства генерал-аншефа князя Петра Борисовича Черкасского (ум. 1768), построившего и Успенскую церковь в Черкизове. Церковь освящена в 1763 г. В конце 1780-х гг., по заказу князя Б.М. Черкасского храм реконструирован, тогда была построена отдельностоящая колокольня и
храм получил наружное убранство в стиле псевдоготики. До нашего времени в церкви сохранился иконостас 2-й половины XVIII в. В северо-западном углу церковного двора - могилы князей Черкасских. Здесь похоронен Николай Борисович Черкасский (1804-1837), коллежский асессор; стоят четыре  одинаковых надгробия: статской советницы, княгини Прасковьи Дмитриевны Черкасской (1778-1842), Варвары Григорьевны Черкасской (род. 1806), младенца Прасковьи Александровны Черкасской (род. 1830, скончалась в том же году), коллежского советника Дмитрия Григорьевича Филиппова (ум. 1852, 67 лет), маленький памятник Анастасии Михайловне Черкасской (1839-1841). Варвара Григорьевна Черкасская - дочь чиновника Григория Алексеевича и Натальи Григорьевны Филипповых. У неё были сестры Александра (похоронена в Черниговском скиту, куда она в 1852 г. пожертвовала икону Черниговской Божией Матери, при которой с 1869 г. совершались многие исцеления) и Екатерина, брат Дмитрий. Их отец был переведён из Москвы на службу в Архангельск. По причине сурового климата семья не смогла там жить, мать с детьми уехала, а отец спустя полтора года вышел в отставку по состоянию здоровья, но умер по дороге в Москву. Мать остановилась по дороге к Москве на богомолье в Троице-Сергиевой Лавре, потом заехала в Хотьков монастырь и, оставив детей у знакомой монахини, отправилась в Москву устраиваться. Там она внезапно заболела. Три месяца дети не знали, что с ней, и очень волновались. Их поселили в доме  священника Хотькова монастыря о.Иоанна Алексеева. Когда мать приехала за ними, то по просьбе старшей дочери Александры о.Иоанн подарил ей икону Черниговской Божией Матери, это было в 1824 г.
В Москве семья поселилась на Никитской улице в доме князя Черкасского. За его сына, Александра Борисовича, и вышла замуж Варвара Григорьевна. Впоследствии она стала главной жертвовательницей на устроение нового пещерного храма в Черниговском ските близ Троице-Сергиевой Лавры, где прославилась икона Черниговской Божией Матери, переданная туда её сестрой. В этом подземном храме был похоронен и отец Александра Борисовича - князь Борис Александрович Черкасский.
Сестра Варвары Григорьевны, Екатерина Григорьевна, поступила в Московский Зачатьевский монастырь, где и скончалась монахиней. Другая сестра (старшая) Александра Григорьевна скончалась в 1862 г. (на 62-м году жизни) и погребена за алтарём пещерного храма в Черниговском скиту.
В 1829 г. причт церковный состоял из священника Семёна Архипова, дьячка Петра Яковлева и пономаря Матвея Михайлова. В приходе тогда было 1208 душ обоего пола православных, на землях прихода проживали 33 старообрядца.
Клировая ведомость конца XIX в. сообщает, что церковь Святителя Николая Погост Старки построена в 1763 г. на средства прихожанина, князя Петра Борисовича Черкасского. Церковь каменная, с такой же колокольней, престол один.
К Никольскому храму погоста Старки была приписана каменная часовня в сельце Песках,  построенная в 1899 г. в память восшествия на престол государя императора Николая II.Причт издавна: священник, диакон, дьячок, пономарь. В 1872 г. диаконская вакансия закрыта. В начале XX в. в церкви Погоста Старки служили священник и 2 псаломщика (позднее - один псаломщик).
Священник Николай Александрович Зачатейский, 22-х лет (в 1897 г.), сын священника Московской губернии, окончил Московскую духовную семинарию со свидетельством 2-го разряда в 1895 г., был определен учителем и законоучителем в Холменскую церковноприходскую школу Коломенского уезда. Определен на настоящее место во священника в 1897 г. Жена Любовь Васильевна. Отцу Николаю Александровичу Зачатейскому в 1916 г. исполнилось 40 лет. С 1898 г. он законоучитель Песковской начальной школы. С 1911 г. состоял духовным следователем благочиния. В том же году о.Николай переведён в Москву, а в 1914 г. - ко храму с.Никульского Коломенского уезда. В 1930 г. священника арестовали, обвинив в поджоге конюшни, но отпустили ввиду абсурдности подозрения. В 1931 г.
о.Павла выселили, в его доме разместился сельсовет. Семья священника перебралась в Черкизово. Отец Николай ходил на службы оттуда пешком. В 1935 г. его арестовали. Во время гонений все  трудности с о. Николаем разделяла его жена Любовь Васильевна.
Псаломщиком в это время был Николай Михайлович Богатырев. С 1910 г. церковным старостой был крестьянин Иван Архипович Архипов (61 год).
В 1911 г. к Никольской церкви погоста Старки был переведён брат о.Николая, священник Григорий Александрович Зачатейский (в 1916 г. ему 38 лет). В 1899 г. он окончил курс Московской Духовной семинарии по 2-му разряду. В 1900 г. был учителем в Покровско-Бреховской церковноприходской школе. В 1902 г. определён во псаломщика к московской Воскресенской церкви, в церковноприходской школе был учителем церковно-славянского языка. В 1905 г. рукоположен к Троицкой церкви с.Озёрок Коломенского уезда. Был законоучителем в местной церковноприходской школе. В 1911 г. переведён к храму Погоста Старки, назначен законоучителем Песковской начальной школы, а в 1914 г. - и Паньшинской начальной. У о. Григория и его жены Веры Сергеевны было семеро детей (Александр, Григорий, Лидия, Таисия, Пётр, Борис, Николай). В 1930 г. он прекратил служение в церкви и пошёл в колхоз конюхом, потом устроился в Москве помощником коменданта на строительстве комбината. Жил в бараке в Верхних Котлах, здесь и был арестован в 1937 г. и сослан на 5 лет в Красноярский край, в ссылке осуждён повторно и расстрелян. В 1916 г. псаломщиком при Никольской церкви был Михаил Николаевич Фелицын.
В Никольском храме венчались писатель Борис Андреевич Вогау (псевдоним Пильняк) и дочь диакона Вознесенской церкви Мария Алексеевна  Соколова, коломенский врач. Борис Андреевич писал родителям: «30 числа (июня 1917 г.) было в страшную грозу с громом и градом на Погосте Старки, что около Черкизова, моё венчание, после которого Марийка стала Вогау, но не Соколовой».
С 1929 по 1935 гг. в Никольской Церкви погоста Старки служил протоиерей Алоин Матвей Александрович (1879-1937). Матвей Алоин родился в с. Стенькино Рязанской области. Арестован по ложному обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. 14 ноября 1937 г. приговорён к расстрелу и 25 ноября того же года расстрелян. Уже в наше время о. Матвей прославлен как священномученик. В 1937 г., перед временным закрытием церкви, в богослужении участвовал поэт Леонид Пастернак: «Я впервые присутствовал и даже принимал участие в настоящей церковной службе. Поэт и прекрасный фотограф Лев Владимирович Горнунг женился на Анастасии Васильевне Петрово-Соловово... Венчание происходило в удивительно пестро расписанной баженовской церкви с. Черкизово (речь идет о церкви погоста Старки) на берегу Москвы-реки».
В 1944 г. просьбы об открытии храма вызвали ведомственную переписку, из которой проясняется история храма с 1940 по 1944 г. Никольская церковь «официально никогда не закрывалась... только после смерти священника в 1940 г. перестала функционировать», «церковная утварь сохранилась»... «ключи от храма находятся у  члена двадцатки Е.Г. Кудиновой». Действительно, внутреннее убранство церкви сохранилось, сохранился и прекрасный иконостас второй половины XVIII в. Роспись храма - конца XIX -начала XX в.
До выхода на пенсию в 1951 г. в храме служил протоиерей Павел Тихвинский. Он был в заключении, после освобождения из лагеря служил в Талдомском районе Московской области, в храме близ пос. Вербилки. В Черкизове он купил дом (ныне разрушен), в котором поселился с женой, Ольгой Николаевной. Отец Павел похоронен в ограде церкви погоста Старки, с левой стороны от входа.
В 1951 г. ко храму Святителя Николая был рукоположен во священника Дмитрий Брысаев (1929-2006). Он купил часть дома Зачатейских, где и поселился с женой, Антониной Васильевной Бармушкиной. Протоиерей Дмитрий Брысаев в 1974 г. был награждён крестом с украшениями, в 1981 г. орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, в 1988 г. митрой. Он служил в Старках 55 лет. Похоронен около алтаря Никольского храма.
В храме служил о.Феодор Палевич. Он родился в 1917 г. в Белоруссии. В юности был комсомольцем, работал воспитателем в детском доме, был на войне. Заболел малярией, имел видение потустороннего мира, которое перевернуло всю его жизнь. В конце 1940-х гг. поступил в Московскую Духовную семинарию при Новодевичьем монастыре, где проучился 3 года. В 1951 г. в Ризоположенском храме Москвы Феодор Палевич  принял диаконскую хиротонию, а немногим позже его рукоположили в сан священника. Отец Феодор был настоятелем многих храмов: церкви Преображения Господня в с. Верзилово (ныне в Ступинском районе, там он прослужил 7 лет), в г. Серпухове, с. Черкизово, в Дмитрове, в Вешняках (г. Москва), в Коломне, селах Марчуги, Карпове. Преследования не обошли стороной и его. Ещё до поступления в семинарию он находился под постоянной слежкой ГПУ, после высылки на родину в Белоруссию он из-за своих убеждений был заключён в психиатрическую больницу.Супруга о. Феодора Анна Николаевна рассказывала: «К нам относились как к людям третьего сорта. Я работала медиком в песковской больнице. Когда узнали о нашей свадьбе, мне предложили написать заявление об уходе, но я отказалась. Меня уволили, хотя внешних причин для этого не было. Резкого неприятия со стороны простых людей мы не чувствовали. Несмотря на то, что всё было запрещено, многие скрывали своё истинное мировоззрение, оставались  верующими».
У одной из икон в доме о. Фёдора - «Спас Нерукотворный» - очень необычная история. Ещё до революции она принадлежала известному в Коломне роду купцов Шевлягиных. Когда святой Иоанн Кронштадтский проезжал Коломну, он был у Анны Шевлягиной и молился перед этой иконой. После революции все имущество Шевлягиных арестовали. Анну по старости оставили и дали маленькую квартирку, из своих вещей она попросила оставить три иконы, одна из них и была «Спас Нерукотворный». «Эту икону нам подарили соседи, - рассказала Анна Палевич. - Мы построили дом, но не успели повесить занавески. Отец Фёдор постоянно молился, соседи увидели это и решили подарить нам икону. Они-то и рассказали её историю, к ним она попала от одной родственницы, которой этот образ подарила сама Анна Шевлягина».
На погосте Старки в Никольском храме с 1984 г. служил о.Дмитрий Сергеевич Дудко. В 1948 г., будучи студентом 2-го курса Московской Духовной семинарии, он был арестован по  обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. Из заключения освободился в 1956 г. С большим трудом восстановился в академии, которую окончил в 1960 г. Дмитрий Дудко рукоположен во священника к московскому храму на Преображенской площади. В 1963 г. храм взорвали, несмотря на заступничество многих деятелей культуры и протесты верующих. В 1973 г. из-за проводимых с народом бесед о.Дмитрия Дудко отстранили на 4 месяца от служения, затем направили в храм с.Кабаново Орехово-Зуевского района. Он получил тяжёлые травмы в автомобильной катастрофе, через 5 месяцев исцелился и приступил к служению в храме с.Гребнево Щёлковского района Московской области. В 1970-е гг. о.Дмитрий стал одним из самых известных священников Подмосковья. Он не боялся негласного запрета на проповеди, касавшиеся современной жизни, за один год крестил более 400 взрослых людей, ставших активными верующими, прихожане выпускали бюллетень. В отчёте Совета по делам религий за 1974 г. о.Дмитрию посвящено много строк: он «хранит и читает  самиздат... обрабатывает молодёжь во вредном идеологическом духе», приведены цитаты из его проповедей, одна из них: «Безбожия надо бояться, ибо оно страшнее чумы». В январе 1980 г. он был снова арестован, через полгода выпущен после заявления по телевидению, составленного, по его собственному утверждению, из его слов, но не им. Назначается в церковь с.Виноградове, а затем в Никольский храм погоста Старки. Прекратились гонения на Церковь. В воскресные дни, после богослужения, о.Дмитрий проводил беседы, позднее открылась воскресная школа. По множеству слушателей занятия иногда проходили в старой школе с.Черкизово. В России были опубликованы все книги написанные батюшкой. Но годы брали своё, о.Дмитрий уже не мог служить в храме. Он умер 28 июня 2004 г. Настоятелем храма стал духовный сын о.Дмитрия, священник Владимир Петровский.
Первоисточник: книга Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Церковь Николая Чудотворца (с.Черкизово)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с.Черкизово)
Церковь Собора Пресвятой Богородицы (с.Черкизово)
|