ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Домовая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Бобренев монастырь)

Домовая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы входит в состав Богородице-Рождественского Бобренева монастыря (с.Старое Бобренево). "Домовый Храм был устроен на втором этаже каменного келейного корпуса (постройки 1861). Предание гласит: Бобренев монастырь основан в 1381 г. великим князем Димитрием Иоанновичем Донским после победы на Куликовом поле. Название и само строительство монастыря предание связывает с именем князя Димитрия Михайловича Боброка-Волынского, воеводы великого князя Димитрия Иоанновича. Раскопки 1968 г. вскрыли остатки белокаменного монастырского собора конца XIV в. Впервые в документах монастырь упомянут в писцовых книгах 1577-1578 гг., тогда в нем стоял каменный собор и трапезная церковь Входа Господня в Иерусалим, другие постройки были деревянными. Писцовые книги 1578 г. указывают на разорение: «В монастыре церковь Рождества Пречистыя, келья игуменская, да 11 келий пустых, а ворота святые обвалилися, городьба была в замет, погнила, обвалилась». Монастырь пришел в упадок вследствие моровой язвы. В Смутное время обитель была разорена, восстанавливалась при настоятелях Александре (1634) и Иоасафе(1637). К середине XVII в. Бобренев монастырь был полностью восстановлен. В 1649 г. им управлял строитель Иона. Павел Алеппский в 1656 г. описывал: «По ту сторону реки, напротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь - в честь Ваий (Входа в Иерусалим)». В 1659 г. настоятелем монастыря был строитель Никон. Обителью управляли строитель Пафнутий (1664), строитель Иоаким (1666), игумен Вассиан (1673), игумен Боголеп (1675). По описи 1701 г. древний монастырский собор был небольшим, бесстолпным, одноглавым, сложенным из блоков белого камня, имел три алтарных полукружия, три перспективных портала и настенную звонницу. В 1-й половине XVIII в. монастырем управляли игумен Макарий (1721-1724), игумен Аристарх (1735-1739) и игумен Игнатий (1753). В 1751 г. бдительность тогда еще казначея Бобреневского монастыря игумена Игнатия вызвала целое политическое расследование против членов причта Успенского собора: «6 сентября 1751 г. в Коломенскую воеводскую канцелярию при промемории прислана из Коломенской Духовной консистории представленная при доношении дома Его Преосвященства от правящего казначейскую должность, Богородицкого Бобренева монастыря игумена Игнатия серебряная рублевая с известным портретом монета с изображением свергнутого в 1741 г. младенца императора Иоанна Антоновича для отсылки в надлежащее по указам место. Коломенская Воеводская канцелярия запросила Консисторию, почему та монета, кем и каким образом поныне в противность указов удержана и для отсылки в надлежащее по указам место не объявлена. Игумен Игнатий в ответ на запрос Коломенской консистории объяснил, что он, будучи 3 сентября в Казенном приказе при счете денег, собранных на исправление в Коломенской соборной церкви вместо погорелого вновь церковного облачения, усмотрел один рублевик с известным портретом. Эти деньги предъявлены были ему, игумену, от протопопа соборной церкви Григория. Протопоп Григорий Федоров сказал, что этот рублевик нашелся в числе трехсот рублей, а 300 рублей он принял в 1750 г. в декабре от иподиакона Григория Иванова по приезде его из Киева, а ему, иподиакону, даваны были деньги в городе Орле от протодиакона Максима Иванова на покупку материи. Монета прислана из Коломенской воеводской канцелярии в Контору Правительствующего Сената. По справке, наведенной в последней, по публикованным указам велено: 1.1741 г. 31 декабря - прежнюю с известным портретом монету для исправления на монетных дворах переделом в новую монету и вымена всем, у кого оная в руках будет, для обмена приносить по 1 января 1743 года в Санкт-Петербурге и Москве на монетные дворы, а в губерниях, провинциях и городах в губернские провинциальные и воеводские канцелярии, за которую тем приносителям платить новою монетою, копейка за копейку, без всякого удержания, а если после того годового термина оныя с известным портретом монеты у кого останутся, и им в народе не ходить и в сборы не принимать, а отдавать на монетные дворы, за которые платить по сплавке по 19 копеек чистого за золотник; 2. 1744 г. 18 декабря - ежели кто, не страшась прежних публикованных и сего подтвердительного указов, с известным портретом монет на монетных дворах, а в губерниях у губернаторов и воевод в последний от того публикованного указа полугодовой срок не объявит, а после того те с известным портретом монеты явятся, оные все взяты будут на Ее Императорское Величество безденежно и сверх того с теми людьми поступлено будет, яко с преступниками указов, без всякого милосердия. Сенатская контора решила отослать присланный рублевик в Монетную контору, а Синодальной конторе сообщила ведением об этом и требовала произвести следствие, почему долго показанные протодиакон и иподиакон не объявляли в надлежащем месте оную с известным портретом монету». В описи монастыря 1763 г., при игумене Андрее (1760-1768), в обители был недостроенный каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, строительство началось в 1757 г., при игумене Антонии (1757-1758), каменная трапезная с шатровым храмом в честь Входа Господня в Иерусалим, каменные святые врата, другие постройки монастыря были деревянными. После учреждения монастырских штатов в 1764 г. у Богородице-Рождественского монастыря были отобраны вотчины, а сам монастырь был переведен в число «заштатных», то есть содержавшихся на собственные средства. Всякое строительство в монастыре прекратилось. В 1766 г. владыка Феодосии распорядился в Консистории присутствовать игумену Спасскому Николаю, потому, что «заштатного Бобренева монастыря игумену Андрею, ни служителей на потребу, ни лошадей не имеющему, а особливо по случаю полой воды за препятствием в проездах всегдашний по указанным причинам приезд иметь неспособно». 13 июня 1782 г. вышло определение Коломенского владыки «об отрешении за распутное и леностное житие и единоличное ведение монастырского хозяйства строителя Богородицкого Бобренева монастыря иеромонаха Афиногена, с поручением строителевой должности в Бобреневе монастыре эконому Архиерейского дома иеромонаху Сильвестру. Жить ему, иеромонаху Сильвестру, при архиерейском доме, а над монастырем надсмотр и наблюдательство иметь, в небытность же его в монастыре старшинство и надсмотр иметь находившемуся там во искусе иерею Максиму Сергееву». В 1788 г. строителем Бобренева монастыря был определен иеромонах Михаил (вероятно, это принявший монашеский постриг иерей Максим), «в послушаниях находился в том Бобреневе монастыре до пострижения и по пострижении в монашество». При строителе Бобренева монастыря и Архиерейского дома экономе иеромонахе Сильвестре иеромонах Михаил «имел в том архиерейском доме старшинство и досмотр». В 1788 г. в Бобреневе монастыре в наличии: строитель иеромонах - 1, служащий иеромонах -1, белый диакон -1, церковников - 4. В 1790 г. монастырь определен епископом Афанасием (Ивановым) как летняя дача коломенских архиереев, в том же году в монастыре было закончено строительство каменного собора Рождества Богородицы. В последней трети XVIII в. устроена каменная монастырская ограда (южная и восточная стены и нижние ярусы трех угловых башен). Постройка святых врат, 4-й башни и надстройка остальных башен была осуществлена во 2-й четверти XIX в. В начале XIX в., после упразднения Коломенской епархии, Бобренев монастырь был объединен со Старо-Голутвиным, братия которого была переведена во вновь устроенный на архиерейском дворе Троицкий монастырь. Строителем назначен иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын), настоятельствовал с 1800 по 1829 г., он помещался в Старо-Голутвином монастыре. В 1813 г. из часовни, стоявшей с XVIII в. у Московской заставы, в Бобренев монастырь перенесен чтимый коломенцами образ Феодоровской Божиеи Матери. В марте 1813 г. в трапезной монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы освящен придел Феодоровской иконы Божиеи Матери, куда и был помещен образ. Чудотворная икона исчезла после разорения монастыря и в конце 1990-х гг. чудесно обретена. В качестве помощника о. Самуила с 1814 г. Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов). В 1802 г. в Бобреневе жил 1 иеромонах. По распоряжению митрополита Платона (Левшина) настоятель Старо-Голутвинского монастыря перевел в Бобренев монастырь иеромонаха, иеродиакона и 2-х послушников. В 1830 г. монастырский собор перестроен. В летнем храме был освящен престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой трапезной устроены два придела: правый в честь Казанской иконы Божиеи Матери, левый в честь Феодоровской иконы Божиеи Матери - чудотворной, почитаемой в монастыре. Обитель украшалась усердием московского почетного гражданина Давида Ивановича Хлудова (1822-1886). В 1861 г. по благословению святителя Филарета на средства Д.И. Хлудова построен теплый собор Феодоровской иконы Божиеи Матери. Давидом Ивановичем при строителе иеромонахе, впоследствии игумене, Калистрате в 1861 г. выстроен также большой каменный корпус в два этажа (с треугольным фронтоном); в верхнем этаже были настоятельские покои с шестью братскими кельями, внизу еще 8 келий и трапеза с поварней, братский корпус, каретный сарай. Отец статского советника Давида Ивановича Хлудова, Иван Хлудов, родоначальник династии промышленников, имел небольшую ткацкую фабрику в Москве, но происходили Хлудовы из Егорьевского уезда Рязанской губернии. По смерти отца братья Савелий, Тарасий, Алексей, Герасим, Назарий и Давид открыли торговый дом «Ивана Хлудова сыновья», построили большую фабрику в Егорьевске, состояние их быстро увеличивалось. Старшие братья разъехались из родного дома близ Таганки, его хозяином остался Давид Иванович. Д.И. Хлудов получил строго религиозное образование. О своем детстве он рассказывал: «Бывало, в зимнее время, несмотря ни на какую погоду, к утрене мы все должны были являться непременно, обыкновенно родитель будил нас до благовеста, во время благовеста одевались и к началу службы были все уже в церкви. А чтобы кто-нибудь из домашних при жизни родителя нарушил какой-нибудь пост, об этом нельзя было и подумать». Строго православным, искренне религиозным человеком Давид Иванович остался на всю жизнь. По достижении совершеннолетия он деятельно занялся торговлей, ежедневно бывал в городе в амбаре, ежегодно ездил на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, но с 1857 г., когда был избран городским головой в Егорьевске, от торговли стал несколько отдаляться. Он был женат, но несчастлив в браке, через несколько лет супруги разошлись, о чем первое время он глубоко скорбел. В 1860-х гг. Давид Хлудов совершенно выделился из фирмы и посвятил свое время делам благотворительности. Всего перечислить нельзя, но можно отметить главные его труды: он отделал собор в Егорьевске, где был церковным старостой, построил новый храм на погосте Крутинах Егорьевского уезда. В 1860 г. Давид Хлудов купил имение близ Рязанского Богословского монастыря, в первый же праздник по приезде в имение он отправился к литургии в монастырь. Тот был в развалинах, братии не более 16 человек. «Нужно помочь», - сказало ему доброе сердце. Начались постройки, и к концу 1870 г. монастырь стал неузнаваем, почти все построено вновь: корпуса для братии, гостиница, училище, богадельня, храм. В обеспечение монастыря куплено несколько сот десятин луговой и пахотной земли и пожертвовано имение, которое Давид Иванович покупал для себя. А так как монастырь был штатным, он обратился в Святейший Синод с прошением обратить его в общежительный. Прошение было уважено, монастырь стал процветающим, число братии возросло до 100. В 1870 г., после освящения теплого храма, пожертвования Давида Хлудова на монастырь, по приказанию преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, были высчитаны, их оказалось более 150 000 рублей. Но и после того он внес ещё много вкладов. Делал также много пожертвований в Ольгов монастырь близ Рязани, где погребен преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский, которого Давид Иванович глубоко почитал. Жертвовал он и на храмы сел Медведево, Сельцы, Окоемово и на множество других. Как-то в конце 1850-х гг., проезжая из Егорьевска в Коломну, он увидел в версте от нее небольшой монастырь, это был Бобренев, заехал - бедность была поразительная, одно уже в развалинах, другое разрушалось. Давид Иванович решил помочь. Старый ветхий храм был обновлен, построен новый теплый, ветхие монастырские здания разобраны и на их месте построен новый большой корпус для настоятеля и братии, а так как монастырь был приписным к Голутвину, то Давид Хлудов решил помочь сделать его самостоятельным и для этого купил два участка земли с лесом и сделал их вкладом в монастырь. По ходатайству митрополита Филарета Святейшим Синодом желание Хлудова о предоставлении самостоятельности Бобреневу монастырю было удовлетворено. Он стоил Хлудову не менее 150 000 рублей, и в Московской епархии Хлудов благотворил не только ему, в 1861 г. в церкви Преподобного Сергия Радонежского Никольского Пешношского монастыря усердием Д.И. Хлудова был устроен вызолоченный иконостас, на местные иконы сделаны серебряные ризы, весь храм отделан заново. В 1862 г. Хлудовым построен и отделан трехпрестольный храм в с. Никольском Московского уезда на Стромынской дороге (ныне с. Никольское-Трубецкое). Храм этот начал московский купец Николай Иванович Каулин, но сразу же в дело вошел Давид Иванович, и ему одному пришлось заканчивать и отделывать церковь. Хлудовым была оказана большая помощь при построении храма в с. Крестовоздвиженском Богородского уезда (ныне в черте г. Орехово-Зуево). В своем приходском храме Святых бессребреников Космы и Дамиана, при котором он 32 года состоял церковным старостой, все им было переделано, обновлено, украшено, и чтобы при малом приходе храм мог существовать безбедно, был построен большой каменный дом, доходы от которого шли на содержание Космодамианской церкви. Благодарные прихожане еще в 1871 г. по благословению высоко преосвященнейшего митрополита Иннокентия поставили в храме икону преподобного Давида Солунского-святого, чье имя получил при крещении Давид Иванович Хлудов. Он устроил несколько богаделен и начальных училищ при монастырях и церквах, не забыл и бедных детей духовенства Московской епархии. Им был пожертвован в 1871 г. в вечное владение Епархиальному ведомству большой каменный дом на Ордынке, позднее перестроенный для размещения Мариинского женского епархиального училища. Училищу завещал Д.И. Хлудов все свои книги светского содержания. Трижды Давид Иванович получал высочайшие благодарности за пожертвования на военные надобности и в пользу пострадавших от неурожая финляндцев. Хлудов был награжден орденами Св. Станислава 2 степени, Св. Анны 2 степени, Св. Владимира 3 степени. Давид Иванович говорил: «Не нравится мне, когда люди богатые капиталы на дело благотворительности завещают после смерти своей. Отдам все из теплых рук, умру - валяться не буду, кто-нибудь да похоронит». Он все свои средства отдал на добрые дела. Продал последнее небольшое имение, выехал из родительского дома, поселился на окраине города и умер в чужом доме. У Давида Ивановича остались деньги на погребение и немного на раздачу бедным, но если бы он прожил еще 2-3 года, тогда было бы все так, как он сам говорил: «Умру - валяться не буду, кто-нибудь да похоронит». И это у человека, располагавшего миллионами. На нем сбылось слово Священного Писания: «Милостыня от смерти избавляет». Давид Иванович сам рассказывал, что в середине 1850-х гг., во время разлива рек, он ехал в Задонск, близ города ему нужно было переправиться через Дон, но мосты были разобраны, лед вздулся, и все ожидали, что река вот-вот вскроется. Хлудов, отважный и решительный, не стал ждать и пошел по льду. Дошел до половины реки, но вдруг лед зашумел, тронулся, льдины начали громоздиться одна на другую, и его на льдине понесло вниз по реке. Смерть неизбежная. Тогда он, призвав Бога на помощь, дал обещание, если будет спасен, всю сумму денег, какую имел при себе, а сумма была значительная, - раздать бедным в Задонске. И что же? Льдина, на которой он стоял, тихо подошла к берегу, и он сошел на берег, не промочив даже ног. Давид Иванович сдержал слово: одну сироту выдал замуж и оказал помощь погорельцам. Он, как человек, имел слабости и, как человек богатый, вращавшийся в водовороте мирской суеты, иногда падал. Но Господь всякий раз возбуждал его то скорбями семейной жизни, то болезнями, то советами людей благочестивых, например, митрополита Московского Филарета, который любил его за дела благотворительности, беседовал с ним подолгу. Митрополит с 1860 г., при каждом новом утверждении Давида Хлудова в должности старосты, писал: «Утверждается с благодарностью за полезное служение». Последние 5 или 6 лет, когда здоровье Давида Ивановича расстроилось, он жил совершенным отшельником, кроме храма Божиего почти никуда не выезжал, кроме книг духовного и исторического содержания ничего не читал, летом жил в деревне, где по благословению архипастыря устроил в своем доме церковь. Здесь приглашенный им старец священник ежедневно совершал божественную литургию и весь круг богослужений, болящий Давид присутствовал при богослужении неопустительно и в том находил единственную отраду для души воей. Мысль о смерти не страшила его, одного только он боялся, как бы не умереть внезапно. Он говорил: «Лучше похворать, похвораешь - приготовишься». Господь исполнил его желание, перед смертью ему послана была болезнь, и болезнь тяжелая, продолжительная, к прежней внутренней болезни присоединилась новая: перелом бедренной кости, раны на ногах, пролежни на спине... а он терпел, молился и благодарил, переменное чтение Евангелия, псалтыри и акафистов, почти не прекращавшееся у его постели, ободряло и подкрепляло, слова благодарности Богу почти не сходили с его уст... «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе! Чего еще? Все дано», - часто повторял он. Давид Иванович скончался на 64-м году жизни. Отпевание его было совершено в московской церкви Ризположения на Донской улице (в приходе этого храма Давид Иванович жил с 1885 г.). На отпевание прибыли настоятели монастырей, получавших помощь от Хлудова, среди них строитель Коломенского Бобренева монастыря иеромонах Иоасаф. В 1865 г. Богородице-Рождественский Бобренев монастырь вновь обрел самостоятельность. Его строителем был назначен иеромонах Феоктист, бывший келейник игумена Назария (Барданосова). Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. все коломенские монастыри посильно помогали делу освобождения славян. Из Бобренева монастыря в действующую армию был направлен иеромонах Иоасаф. В 1877 г. строитель монастыря иеромонах Каллист писал благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Во исполнение отношения Вашего Высокопреподобия от 6 сего ноября... не пожелает ли кто из иеромонахов вверенного моему управлению монастыря принять обязанность священника при подвижном лазарете 4-й пехотной дивизии, находящейся на марше в пределах Империи, - сим почтительнейше имею честь объяснить, что состоящие в монастыре священнослужители - люди престарелые или более или менее слабые здоровьем, а потому принять на себя означенную обязанность отказались. Более же крепкий и здоровый из них иеромонах Иоасаф уже дал подписку поступить в действующую армию, расположенную на Дунае, которая и представлена мною Вашему Высокопреподобию при отношении от 6 сентября сего года... Он же, иеромонах Иоасаф, изъявляет желание и на настоящее требование». В конце XIX в. в обители было 25 монахов и послушников. В 1903 г. игумен Варлаам открыл церковно-приходскую школу на 30 учащихся, помещавшуюся в отдельном монастырском здании, где были и квартиры учителей. С 1903 г. школой заведовал священник с. Чанок о. Василий Грязнов. В 1909 г. было 49 учащихся, в том числе 8 раскольников. В 1912 г. в Бобреневом монастыре - настоятель игумен Филарет, казначей иеромонах Дамиан, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, монах 1, на испытании - 13. В 1924 г. епископ Феодосий назначил настоятелем, с посвящением в игумены, жившего в Бобреневе с 1918 г. монаха московского Чудова монастыря Иннокентия. Официально обитель была закрыта. В это время в Бобреневе при храмах существовала приходская община, но неофициально, - монастырь продолжал жить уставным порядком. Игумен Иннокентий был и лекарем. В 1930 г. строения монастыря переданы совхозу «Сергиевский». В храмах были разрушены иконостасы, устроены склады минеральных удобрений и гаражи, в настоятельском и братском корпусах - квартиры для рабочих совхоза. К 1980-м гг. строения обратились в руины. Среди прочих утрат - восьмерик и купол теплой церкви. В 1992 г. возобновилась монастырская жизнь. 18 июля 1992 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил первую литургию в возрождаемой обители. 7 июля 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Восстанавливаются здания. В обители совершается чтение Неусыпаемой Псалтири с поминовением убиенных на Куликовом поле воинов. Открыта детская воскресная школа. Монастырь возрождается". Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Домовая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (в монастыре)
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь (с.Старое Бобренево)
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (в Бобреневом монастыре)
Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери (в Бобреневом монастыре)

Адрес: Коломенский район, с. Старое Бобренево    Схема проезда
Телефон: 617-20-75   E-mail: bobrenev-mail@yahoo.com
Интернет-сайт: www.bobrenev.ru
Вы можете помочь...

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты