ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Крестовоздвиженский собор в Брусенском монастыре (г.Коломна)

Крестовоздвиженский Собор входит в состав Успенского Брусенского женского монастыря. "Монастырь основан при царе Иоанне Грозном и Коломенском епископе Феодосии в 1552 г. как мужской. В нем два храма: Успения Божией Матери (построен в 1552 г. на месте деревянного храма) и Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня... В середине XIX в., к 300-летнему юбилею монастыря, тщанием его настоятельницы игуменьи Олимпиады, был возведен пятишатровый Крестовоздвиженский собор с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Святителя Иоанна Златоуста. Он закончен в 1855 и освящен в 1858 г. Проект разрабатывал архитектор А.С. Кутепов, но Присутствие департамента проектов и смет признало проект «неудовлетворительным по неблаговидности фасадов». В том же 1850 г. принят был проект В.Е. Моргана, который, оставив план без изменений, основательно переработал фасады. Этот проект и был реализован с некоторыми отклонениями. Одним из жертвователей на построение храма был Потомственный почетный гражданин, московский 1 -и гильдии купец, основатель (1845) торгового дома «Яков Ермаков с сыновьями» Яков Яковлевич Ермаков (1794-1869). В молодости он был крепостным Шереметевых (по рассказам современников, откупился за 50 000 рублей, жил в с. Мещерино (тогда Коломенского уезда, ныне Ступинского р-на Московской обл.). Его сын Флор Яковлевич был также жертвователем на благоукрашение монастыря. Собор обезглавлен в 1932 г. Матушку Олимпиаду в миру звали Ольгой. В детстве жила она в Киеве, и ее часто водили в Лавру. Монахи ее любили, и она охотно помогала им в огороде. А когда подросла, старцы посоветовали ей поступить в монастырь. Ольга охотно послушалась: к монастырской жизни она привыкла с детства, и она ей нравилась. В 1830 г. Ольга поступила в Ладин монастырь Полтавской епархии. На нее обратила внимание игумения, и вскоре (в 1835 г.) ее постригли в мантию с именем Олимпиады, и матушка игумения взяла ее к себе старшей келейницей. К игумении постоянно приходили сестры со своими нуждами, и матушка Олимпиада своей добротой, приветливостью и вниманием к каждой заслужила всеобщую любовь. Но ее невзлюбила казначея. Опасаясь, что могут возникнуть распри, матушка Олимпиада тайно ушла из обители и поступила в Аносину пустынь Московской епархии (1837). Здесь в первый год новоначальным не выдавали послушнической одежды. Они носили свое платье и подвергались испытанию на тяжелой работе. И только через год тех, кто выдержал, принимали в послушницы. Олимпиаду послали на кухню под начало кухарки, суровой и требовательной монахини, - колоть дрова, носить воду, чистить котлы. Платья и обувь износились, а до конца года было еще далеко. Потом матушка Олимпиада признавалась, что никогда ей больше не приходилось так молиться, как в это время. Случалось, когда зимой она становилась на молитву в своем нетопленом чулане, промокшие чулки примерзали к полу. Отдавшись молитве, она не замечала этого. Вскоре о ней в обители разнесся слух, что под видом испытуемой скрывается беглая монахиня. Узнал об этом митрополит Филарет и вызвал матушку Олимпиаду к себе. С полной искренностью открыла она ему свою тайну и произвела на него самое лучшее впечатление. Владыка благословил постричь ее в монахини и дать послушание церковницы. По уставу пустыни ради более удобного занятия Иисусовой молитвой сестрам не дозволялось зажигать в кельях огонь, кроме лампады. И так как Олимпиада любила каноны и акафисты, она стала их читать в соборной церкви перед чудотворной иконой Смоленской Божией Матери. Сестры присоединялись к ней и просили читать им вслух. Читала она прекрасно. Тогда игумения, не любившая Олимпиаду за то, что ей пришлось принять ее против воли, доложила митрополиту, что монахиня Олимпиада устраивает в соборе «молитвенные сборища». Митрополит вызвал ее к себе, увидел всю несправедливость нареканий и еще более укрепился в добром мнении о ней. И когда он решил восстановить древний Коломенский Брусенский монастырь, то на это дело благословил матушку Олимпиаду. Она стала настоятельницей в 1848 г. и поставила монастырь духовно и материально на большую высоту. Воистину чудным делом игумении было возведение каменного собора Воздвижения Креста Господня с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святителя Иоанна Златоуста. Он был освящен в 1858 г. и стал вторым по размеру храмом города. Характера матушка Олимпиада была живого. Она любила сестер, они ей отвечали тем же. Когда во время ее предсмертной болезни надо было заставить ее принимать лучшую пищу, чем та, которая подавалась в монастырской трапезной, то единственный способ был сказать ей: «Это вам, матушка, принесла такая-то сестра». И матушка ела, чтобы не огорчить принесшую. Скончалась она тихо и мирно, далеко не достигнув старости, в 1873 г., и похоронена против церкви с правой стороны, при входе в монастырь. В советское время ее могила разорена, после открытия монастыря восстановлена. В 1878 г. Брусенским монастырем управляля игумения Серафима (Фон-Лескен, 1827-1893). 17 февраля 1878 г. мать Серафима была возведена в игуменский сан и определена в настоятельницы Брусенского Успенского монастыря в Коломне. Но в этом монастыре игумения Серафима пребывала недолго, менее полугода. Указом Святейшего Синода от 26 июня 1878 г. она была возвращена в Московский Рождественский монастырь на освободившуюся должность настоятельницы. Отец игумении Серафимы, барон Вильгельм фон-Лескен, дослужился в Российской армии до чина полковника. Его три дочери стали православными монахинями. Анна, старшая, родилась в 1826 г., через год - София, а в 1831 г. - Любовь. Родители дали дочерям высшее образование. Анна и Любовь окончили Николаевский, а София - Екатерининский институт благородных девиц в Москве. Сестры свободно изъяснялись на русском, французском и немецком языках. 2 августа 1869 г. старшая и младшая сестры, девицы Фон-Лескен, отрекшись от мирской жизни, поступили в число послушниц Московского Рождественского монастыря и были облечены в рясофор. Анне тогда было 43 года, а Любви 38 лет. Спустя 3 года, 20 мая 1872 г., в тот же монастырь пришла и их сестра София. В это время ее сестры уже были облечены в малую схиму. 2 августа 1869 г. была пострижена старшая, ей нарекли имя Анастасия, 2 мая 1872 г. младшая Любовь стала в монашестве Леонидой. Эти две сестры были особенно близки между собой. Монастырским послушанием Леониды стала продажа свечей, а Анастасию определили в письмоводители монастыря. Средняя сестра, София фон-Лескен, после прохождения трехлетнего монастырского искуса, 9 января 1875 г. была пострижена в монашество с именем Серафима. Она обладала незаурядными способностями и обратила на себя внимание духовного начальства. Всего через три года после монашеского пострига, 17 февраля 1878 г., мать Серафима была возведена в игуменский сан и определена в настоятельницы Брусенского Успенского монастыря в Коломне. 26 июня 1878 г. она была возвращена в Московский Рождественский монастырь на освободившуюся должность настоятельницы. Три сестры опять были вместе. Девять лет возглавляла мать Серафима эту святую обитель. За все время игуменства матери Серафимы ее сестры оставались на тех же рядовых послушаниях, что и при поступлении в монастырь. Это может свидетельствовать о принципиальности матушки, видевшей в монашестве средство спасения души, а не способ жить легко и комфортно. 12 мая 1887 г. игумения Серафима (Фон-Лескен) была награждена наперсным крестом. В дальнейшем она дважды удостаивалась благословения от Святейшего Синода. В 1887 г. игумения Серафима была переведена в настоятельницы первоклассного Вознесенского монастыря. Этот монастырь был значительно больше Рождественского. В 1883 г. в нем насчитывалось 63 монахини и 46 указных послушниц, к 1908 г. в монастыре было уже более 300 сестер. Настоятельницами этого монастыря назначали преимущественно представительниц дворянских родов. Предшественницей матушки Серафимы на этом посту была игумения Сергия (1871-1884), в миру княгиня Волконская. Игумения Серафима отличалась удивительной кротостью, сочетавшейся с любовью к порядку. Никто не видел ее обличающей кого-либо, никто не слышал от нее резкого слова. Она всегда была спокойна и благодушна, а если и выговаривала кому-нибудь, то это было скорее похоже на разъяснение. Ей было присуще редкое миролюбие. Игумения Серафима настоятельствовала в кремлевской обители около 6 лет, когда Господь призвал ее к Себе. Но сделать она успела много. При ней в Вознесенской обители была отреставрирована внутри и снаружи церковь Преподобного Михаила Малеина с приделом Феодора Пергийского (небесный покровитель Федора Романова - митрополита Филарета Никитича). Мать Серафима редко покидала родную обитель. Она очень любила церковную молитву и присутствовала практически на всех монастырских службах. За три месяца до смерти она тяжело заболела водянкой и уже не могла выстаивать богослужения в храме, тогда инокини вычитывали ей весь суточный круг богослужения в келье. Болезнь игумении усугублялась тем, что она не хотела, несмотря на настоятельные советы врачей, улучшить свой рацион питания и ослабить пост. Матушка Серафима не торопилась перевести к себе в Вознесенский монастырь своих сестер, хотя такая возможность у нее была. Перевод их последовал только 11 марта 1893 г., когда игумения уже почувствовала близкую кончину и желала проститься с родными людьми. Никто не посмел упрекнуть настоятельницу в «продвижении» своих родственников. Во время болезни она соборовалась и неоднократно причащалась Святых Христовых Тайн. Кончина ее последовала 8 апреля в 11-м часу вечера, тихая и спокойная, как и вся ее жизнь. Отпевание игумений Серафимы было совершено соборно епископами Дмитровским Александром (Светлаковым) и Можайским Тихоном (Никаноровым). Игумению Серафиму заменила монахиня Ангелина. При переводе из Аносиной пустыни митрополит Филарет приказал Олимпиаде выбрать из аносинских сестер себе помощницу. Выбор пал на близкую по духу монахиню Ангелину. В миру она звалась Гликерией и была дочерью няни аносинской игумений Евгении (Озеровой). Поступила в Аносину пустынь вскоре после ее основания и была келейницей матушки первоначальницы. В Брусенском монастыре сначала была казначеей... В 2005 году началось восстановление шатров Крестовоздвиженского Собора". Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Крестовоздвиженский Собор (в Брусенском монастыре)
Успенский Брусенский женский монастырь (г.Коломна)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (в Брусенском монастыре)

Адрес: г. Коломна, ул. Лажечникова, д. 10, тел: 615-06-36   Схема проезда
E-mail: iekaterina.ubdm@gmail.com  Сайт: www.ubdm.ru
Вы можете помочь...

Фотографии:


· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться


























Документы:

ПАСПОРТ
Крестовоздвиженский
собор
ЧЕРТЕЖИ
Крестовоздвиженский
собор

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты