Церковь Николая Чудотворца (с.Макшеево) РАЗРУШЕНА |
|
В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» И. Добролюбов пишет (орфография частично сохранена):
«Ц. Никольская (в 30 верстах от уездного города). Макшеево, расположенное на берегу р. Щеленки, верстах в 3 от впадения последней в Оку, в качестве села упоминается в списке с писц. Коломенских книг Данилы Житова 7086 (1578) г., где сказано: «За вдовою за Ефросиньею за Русиновою женою Ларионова да за ее внукою за Дарьею ... дочерью Русинова сына Ларионова в с. Макшееве на речке на Щеленке пашни худые земли десять чети, добрые земли семь чети без третника четвертного, да перелогу 38 чети, добрые земли 25 чети с третником четвертным, и обоего пашни и перелогу добрые земли с наддачею 32 чети без третника четвертнаго в поле, а в дву потомуж, сенa 50 копен, лесу пашенного десятина, да лесу-ж болота 2 десятины». В писц. кн. Семена Усова 136 и 137 (1627 и 1628) г. Макшеево значится «за Семеновым сыном Овдулова, что дано было ему за царя Васильево Московское сиденье в вотчину...; а в селе церковь Николы чудотворца да святая мученица Парасковея, древена, клетцки, а у церкви: двор поп Федор Лукин, двор пономарь Андрюшка Семенов, да крестьян: двор Понкрашка Онофриев с зятем своим Ивашком Максимовым, двор Гришка Онофриев с Гришкою Максимовым, двор Демка Онуфриев с зятем Матюшкою Тимофеевым, двор Гаврилко Гаврилов, двор бобыль Офонька Гаврилов. Пашни паханые худые земли 53 четверти, да лесом поросло 25 чети, а доброю землею с пашни паханые и лесом поросло 52 чети в поли, а в дву потомуж, сенa 50 копен, лесу пашенного десятина, а живущем осмина без пол-пол-пол-третника, а сошного письма в живущем и в пусто пол-пол-четь сохи и перешло за сошным письмом две чети... A писано за ним по государеве жалованной вотчинной грамоте за приписью дьяка Герасима Ортемьякова 128 году». Указание на количество земли, принадлежавшей Никольской церкви в с. Макшееве, мы находись в списке с межевой книги воеводы А. Тимашова 7202 (1693) г., где сказано: «Лета 7202 году октября в 23 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя Pocсии самодержцев и по грамоте из Поместного Приказу, за приписью дьяка Ивана Козлова, книги писма и меры и межеванья воеводы Алексея Невталимовича Тимашова, что отмерено и отмежевано по челобитию преосвященного Никиты, apxиепископа Коломенского и Коширского да села Макшеева попа Иякова Антонова, A по заручной сказке и по отводу того села Макшеева помещика Степана Семенова сына Авдулова в Коломенском уезде в Раменской волости в том селе Макшееве, что на речке на Щеленке, к церкви Николая Чудотворца и к кладбищу и к прежним поповым и к церковниковым дворовым и огородным усадьбам вновь церковные и пашенные земли, которою землею и сенными покосы прежние попы и нынешний поп Ияков с причетники из давних лет владели из поместных того села опчих земель его Степановой да племянника его Ерофея да Кириллы Федоровых детей Авдуловы из 52 четвертей в поле, а в дву потомуж, против писцового наказу меньшая статья 10 чети в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов из 50 копен десятина. При нем Степане и старожилах и окольных людях и около  трех церковных дворовых и подгородных усадеб, церковной пашенной земли и сенных покосов во окрух по меже поставлены столбы дубовые с гранями, в лесном месте насечена грань на березе и выкопаны ямы, положено каменье и уголье и кости, а что дворовых и огородных усадеб и по меже от столба до столба и от дерева и от ямы мерою сажень и с чьими землями та церковная земля и сенные покосы смежны, и то писано в сих книгах ниже сего. Почин с. Макшеева церкви Николая Чудотворца попа Иякова с причетники дворовым и огородным и гуменным усадьбам и церковной пашенной земле и сенным покосам на берегу реки Щеленки от воды в третьи сажени поставлен столб и выкопана яма, а от того столба и от ямы речкою Щеленкою вниз и от той речки водомоиною и излучиною на лево по воду к столбу и к яме, что у огородного места, промеж тех столбов и ям 160 сажен, но леву сенные покосы церковные, а за речкою Щеленкою сенные-ж покосы Степана и Ерофея да Кирилы Авдуловых того села Макшеева, а от того столба и от ямы излучиною подле церковниковых и поповых дворов и кладбища к столбу и к яме, промеж тех столбов и ям 47 сажень с полусаженью, а от того столба и от ямы, налево поворотя круто, дорожкою, что промеж дворов и огородов попа Иякова, Степанова крестьянина Авдулова Тимошки Кузмина, и пошед, поворотя с той дорожки на лево к столбу и к яме Яковлева огороднаго места, промеж тех столбов и ям 27 сажень, а от того столба и от ямы на лево прямо к столбу и к яме, промеж тех столбов и ям 39 сажень, и от того столба и от ямы мало на право к столбу и яме промеж тех столбов и ямы 140 сажень, по леву гуменное место и пашенная земля церковная, а по праву земля Степана, Дорофея да Кирила Авдуловых того села Макшеева, а от того столба и от ямы поворотя круто на лево прямо к столбу и к яме, что у дорожки, которою ездять из села Макшеева в с. Афонасьево в 4 саженях, промеж тех столбов и ям 100 сажень, а от того столба и от ямы прямо к липе и к яме, что от речки Щеленки через устье речки Косяевки в десяти саженях, промеж тех столба и липы и ямы 90 сажень, по леву земля и лес по речку Косяевку и Щеленку церковные, а поправу земля-ж и лес Степана, Дорофея и Кирила Авдуловых тово-ж села Макшеева, а от той липы поворотя круто на лево к речке Щеленке, а тою речкою Щеленкою  до починных столба и до ямы 235 сажень, по леву по той речке излучинами сенные покосы и земля и лес по воду церковныя - Николаевския, а за тою речкою сенные покосы Степана, Дорофея и Кирила Авдуловых села Макшеева-ж, а с попова и церковниковых дворов около церкви через кладбище скотинный прогон к речке Щеленке по прежним местам». По народному преданию, сохранившемуся среди Макшеевцев, первоначально церковь находилась в лесу в местности, называемой «Ворыпавою», что подтверждается и письменными документами; в списке с писц. Коломенских книг 1578 г. упоминается «село Ворыпаево», ныне не существующее, в котором находилась «церковь Усекновение честныя главы Ивана Предтечи без пенья», при которой состояло «пашни церковные, худые земли перелогом 10 чети в поле, а в дву потому ж». Согласно преданно, упоминаемая в писцов. кн. Никольская церковь в с. Макшееве находилась позади дворов, занимаемых ныне священноцерконнослужителями, затем она перенесена была на то место, где находится и ныне существующая каменная церковь. Церковь эта в 1790 г. сгорела. Прошением, поданным 1 сентября 1791 г., подполковник Николай Захаров Апухтин с прочими приходскими людьми испрашивали у Коломенскаго преосвященнаго Афонасия дозволение на построение, вместо сгоревшей, вновь каменной церкви в то-ж храмонаименование - Св. Николая с приделом Иоанна Предтечи на прежнем месте, для чего и дана была храмозданная грамота 10 ноября того же года. Но, до построения каменной церкви, указом Коломенской Консистории от 6 августа 1791 г. дозволено было приисканную в с. Кругах деревянную церковь перенесть в с. Макшеево. В июле 1793 г. подполковник Апухтин доносил преосв. Афанасию, что перенесенная из с. Кругов церковь состоит к освящению в готовности, при чем просил о дозволении освятить оную во имя св. муч. Адриана и Наталии с. Дединова иep. Никите Варфоломееву. Церковь предписано было освятить Каширскому протопопу Василию Протопопову, которым она и освящена была 4 августа того же года. Существующая ныне в с. Макшееве ц. камен. Никольская с приделом Предтеченским начата постройкою в 1794, а окончена и освящена в 1800 г., на что указывает и надпись на камне, вделанном в колокольню,  построенную одновременно с церковью; освящение предела в честь преподобн. Феодосия Тотемскаго и св. муч. Адриана и Наталии должно быть отнесено к позднейшему времени. В сентябре 1804 г. помещица Наталья Аркадьевна Апухтина испрашивала у епарх. начальства разрешения на переделку означеннаго придела по выданному рисунку; а в сентябре 1806 г. испрашивалось дозволение на его освящение. Никольская церковь имеет в вышину 37 арш., в длину простирается на 40, а в ширину на 18 арш., высота колокольни, непосредственно соединенной с церковью, равняется 19 аршинам. Первоначально как церковь, так и колокольня крыты были тесом, но в 1811 г. на них тесовая кровля заменена уже железною. В 1878 г. вокруг церкви устроена была каменная с чугунною решеткою ограда, на восточной стороне которой находится каменная же часовня. Находящийся в настоящей церкви трех-ярусный иконостас, как гласить преданиe, куплен был в одном из Коломенских монастырей и в полном составе перенесет в Макшеево. Иконостас этот, кроме древности находящихся в нем икон, хотя не раз возобновленных, обращает на себя внимание тем, что в нем по обе стороны царских врат на довольно высоких пьедесталах помещены две резные из дерева фигуры в рост человека, изображающие Моисея и Аарона весьма искусной работы, а также храмовая - резная же из дерева - икона Святителя Николая в архиерейском облачении, с мечем в правой руке и градом в левой, с серебряною на голове митрою, на которой изображены: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, припод. Сергий и митрополит Алексий. Митра с находящимися в ней разными каменьями весит 4 фунта 53 золотника. Изображение Святителя имеет в вышину 2 аршина, а в ширину не более 3 четвертей. Kpоме того на северной стене, настоящей же церкви находится икона Тихвинской Божией Матери «истинное изображение и мера», как гласить надпись, «чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, писана в 1762 году Августа месяца». Мерою эта икона в вышину аршин с четвертью, в ширину 15 вершков. Иконостасы в приделах устроены были в 1857 г. Московским купцом Куровым, при чем ветхия иконы, бывшия в прежних иконостасах, были вынесены и заменены новыми; но в правом приделе сохранилась икона Иоанна Предтечи, в серебряно - вызолоченном окладе, мерою не болеее 15 вершков, найденная, по народному преданию, в пепле сгоревшей в Ворыпаеве Предтеченской церкви крестьянином дер. Надеевой.  В находящейся при Никольской церкви библиотеке, состоящей из 135 названий книг религиозно - нравственнаго содержания, приобретенных в разное время на счет церкви, - особенно замечательных по древности не имеется. Земли при сей церкви, состоящей во владении причта и отмежеванной 11 июля 1767 г., писцовой, состоит: усадебной 2 дес. 1466 кв. саж., пахатной 11 дес. 347 саж., луговой 3 дес. 619 кв. саж. В дополнение к ней в том же 1767 г. причту отмежевано было 19 дес. 491 саж. из дач дер. Афанасьевой и Андреевой. Неприкосновеннаго капитала при Никольской церкви имеется в количестве 1549 рубл., капитал причта не превышает 600 руб. В состав Никольскаго прихода входят: с. Макшеево с 40 двор. (название этого села, напоминающее Мокшань - Мордовское племя, населявшее некогда восточный кpaй Рязанской области, Макшеевцы производят от Мокши - атамана разбойников, грабивших на большой дороге, проходившей из Касимова на Коломну, пристанищем для которых служило дупло громадной липы, из которой потом сделана была и резная икона Св. Николая), дер. Михеево (в 1 вер.) с 29 дв., упоминаемая в писц. кн. 1578 г. и состоявшая «за Иваном Володимеровым сыном Прямоглядовым, а преж того - за Вясильем Петровым сыном, Полтиным», дер. Сельниково (в 5 вер.) с 58 дв., состоявшая в конце XVII ст. за стольником Иваном Андреевичей Бутурлиным, дер. Нестерово (в 3 вер.) с 42 дв., состоявшая в том же столетии за подьячим Разряднаго Приказа Иваном Никитиным Наумовым, дер. Афанасьево (в 2 вер.) с 51 дв., состоявшая в XVI ст. «за Григорьем Ивановым сыном Змеева, а преж того в поместье за Володимером Андреевым сыном Ларионова», дер. Андреевка (в 2 вер.) с 40 дв., состоявшая в XVII ст. за «Клементием Якимовым сыном Сергеева и за Тимофеев Васильевым сыном Муромцова», дер. Русиново (в 2 вер.) с 31 дв., писанная в XVII ст. за «Федором Ивановым сыном Муромцова», дер. Надеево (в 5 вер.) с 17 дв., бывшая в том же столетии «вотчиною Живоначальные Троицы Сергиева монастыря», Угорная слобода (в 6 вер.) с 31 дв., состоявшая за «Семеном Семеновым, сыном Муромцова», дер. Сурино (в 6 вер.) с 30 дв. и дер. Комлево (в 4 вер.) с 30 дв., в коих числится м. п. 1360, ж. п. 1311, в том числе раскольников в 94 дворах м. п. 324, ж. п. 363. Школы находятся в с. Макшееве и дер. Михеевой. В причте при Никольской церкви по штату 1885 г. состоят: священник, диакон и псаломщик. (Список с Коломенск. писц. кн. Житова 1578 г. Кн. 200, № 159, л. 756 - 772. - Писц. и межев. кн., письма, меры и межеванья С. Усова 7135 и 7136 (1627 и 1628) г. Кн. 202, л. 583. - Список с межевой книги церковной земли Николаевской церкви с. Макшеева, письма, меры и межеванья воеводы Алексея Невталимовича Тимашова. 7202 (1693) г. Кн. 679, л. 567 - 571. - Список с межевой книги церковной земли и кладбища с. Ворыпаева того же писца, л. 563-566. – Благословен. грамота на построение камен. церкви, дан. еп. Коломенским 10 ноября 1791 г. Дело об освящении церкви. 1793 г. №389. - Прош. помещ. Нат. А. Апухтиной о переделке придела при камен. Никольской церкви во имя Феодосия Тотемскаго чудотворца по выданному рисунку. 16 сент. 1804 г. Прош. помещ. коллежск. сотника Ник. Захарьевича сына Апухтина жены Натальи Аркадиевной об освящении придела Феодосия Тотемскаго и св. муч. Адриана и Наталии. 29 сент. 1806 г. № 3098. - Прош. о покрытии Никольской в с. Макшееве церкви железом. 3 авг. 1810 г. Русск. Вестн. 1880 г. Май (Родныя места. С. Славутинскаго), стр. 217. - Клир. вед. с 1805-90 г. Р. е. в. 1872 г. № 20. - Сборн. статист. свед. о Рязанской губерн. Т. V. Вып. II, стр. 441-455. -Сп. нас. мест Ряз. губ. № 893-898, 901-904.) Из священнослужителей означенной церкви известны: Феодор Лукин уп. в 1627 г., Иаков Антониев уп. в 1679 и 93 г., Иоанн Яковлев уп. в 1705 г., Феофилакт Яковлев уп. в 1767 и 91 г., Иоанн Георгиев уп. с 1791-1803 г., Феодор Фиофилактов уп. с 1803-21 г., Григорий Афанасиев Бильдинский уп. с 6 февр. 1821 по 29 июн. 1832 г. Илия Иосифов Дроздов уп. с 30 сент. 1834 по 23 апр. 1871 г., Серий Васильев Инихов уп. с 1871-77 г., Иаков Иоакимов Покровский уп. с 1877-86 г., Александр Иаковлевич Покровский сост. с 6 янв. 1886 г.» (Страницы книги 372-377 «Историко-статистическое описании церквей и монастырей Рязанской епархии» предоставил Носков А.В.).
Со слов старожилов Макшеево стало известно, что Храм был очень красивый, вокруг росли липы, по периметру кирпичная ограда с ажурной металлической решеткой. С восточной стороны в церковной ограде была устроена Часовня. Окна Храма были украшены мозаикой. На колокольню был отдельный вход. Сельская детвора, когда играла в прятки, взбиралась на колокольню - с нее было хорошо видно кого и где искать. Говорят, ступеньки на колокольню были очень крутые, и дети боялись по ним взбираться...
В Никольской Церкви с Макшеево служил Матвей Рябцев. Священномученик Рябцев Матвей Михайлович родился 1 августа 1870 г. в с. Тума Николаевская Рязанской губернии. По окончании в 1891 г. Рязанской духовной семинарии Матвей Михайлович был назначен учителем и регентом в двухклассную приходскую школу в с. Полянки Пронского уезда Рязанской губернии. В 1893 г. был назначен псаломщиком в храм с. Тума Николаевская Касимовского уезда, учителем и законоучителем в местную двухклассную церковноприходскую школу. В 1894 г. преподавал уже только в школе. 22 мая 1895 г. Матвей Михайлович был рукоположен в священника ко храму в с. Горлово Скопинского уезда, а 27 мая того же года был назначен служить в храм в с. Макшеево Егорьевского уезда. Он также стал заведующим местной школой и учителем в ней. В 1903 и в 1905 гг. был избран депутатом на училищный и епархиальный съезды. В 1905 г. о. Матвей нес послушание миссионера по 1-му Егорьевскому благочинию. 2 сентября 1905 г. отец Матвей был назначен служить в собор в г. Касимов. С 1906 по 1910 гг. был заведующим Касимовской одноклассной церковноприходской школой и законоучителем в ней. С 1906 г. состоял законоучителем и учителем латинского языка в городской мужской гимназии.
Когда началась Первая мировая война и в городском лазарете были размещены раненые, о. Матвей служил и в городском лазарете и духовно окормлял раненых. В ноябре 1918 гг. (от 13 до 16-го числа), о. Матвей был арестован. Народ настолько уважал о. Матвея, что даже солдаты, которые пришли его арестовать, предложили ему скрыться. Священник не согласился и проследовал за солдатами. Одновременно было арестовано еще несколько человек, в числе которых местные жители и священник с. Данево о. Николай Динариев. Начальник революционного отряда В.П. Кокорев, комиссар народного просвещения, именем которого потом назвали улицу, ведущую к кладбищу, приказал стрелять. Солдаты отказались, тогда Кокорев сам убил арестованных. Убийца вскоре заболел какой-то страшной и мучительной болезнью и в марте 1919 г. умер. О. Матвей был расстрелян у стены кладбища и похоронен на нем. Сохранились известия о том, что в момент расстрела о.Матвей укорял Кокорева, потом сказал: «как человек я тебя проклинаю, а как священник благословляю». Решением Святейшего Священного Синода от 27 декабря 2000 г. священник Матвей Рябцев присоединён к Собору новомучеников и исповедников Российских, прославленных Архиерейским Собором 20 августа 2000 г. Троицкий Николай Васильевич (1875-1931) родился в Макшеево в 1875 году. Выпускник Московской Духовной семинарии. Священник Церкви Воскресения на Таганке (г.Москва). Проживал в Москве на ул. Таганская, 14-2. Николай Васильевич был арестован 19.08.1930 г. Осужден 18.02.1931 г. Коллегией ОГПУ. Групповое дело антисоветской нелегальной организации "Дело Истинно Православной Церкви (ИПЦ): Московский, Тверской, Серпуховской филиалы. 1931 г.". Всего по делу было арестовано 63 человека. Троицкого Н.В. обвиняли в хранении, размножении и распространении антисоветской литературы. Также ОГПУ обвинило Николая Троицкого в том, что он "в целях обострения создавшегося летом 1930 года кризиса с разменной монетой собирал и хранил серебро и медь Советской чеканки на сумму 115 руб." Николай Васильевич Троицкий был расстрелян в Москве 23.02.1931 г. Захоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован в 1919 году.
В 1884 году в селе Макшеево Коломенского уезда в семье диакона родился Троицкий Дмитрий Васильевич (1884-1937). В 1901 году окончил Коломенское Духовное училище и начал службу псаломщиком в церкви Преображения Господня в селе Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии. В 1924 году рукоположен во диакона к этому же храму. В 1930 году за невыполнение возложенного на Троицкого Д.В. как на священнослужителя повышенного обязательства по сдаче зерна, был приговорен к полутора годам высылки. По окончании срока Троицкий Дмитрий Васильевич вернулся в 1932 году в Починки и вновь стал служить диаконом в Преображенской церкви. 19 января 1933 года арестован. Проходил по делу вместе с настоятелем храма Александром Бобровым и тремя наиболее активными прихожанами. Отказался признать себя виновным в «антисоветской агитации против мероприятий советской власти в деревне», уклонился от дачи показаний против других обвиняемых. 19 мая 1933 года Тройкой Постоянного представительства ОГПУ по Московской области приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В 1936 году вернулся из ссылки в село Починки. Его дом к тому времени был конфискован советскими властями, ему пришлось жить в церковной сторожке. Из-за подорванного в тюрьме и ссылке здоровья больше не мог служить диаконом и подал за штат, оставаясь ревностным прихожанином. В НКВД поступили доносы, что Троицкого Дмитрий Васильевич в частных беседах говорил о "невинных людях, томившихся в заключении, о страданиях народа". 6 сентября 1937 года Дмитрий Васильевич был арестован вместе со священниками Александром Бобровым и Николаем Федюкиным. Содержался в тюрьме города Егорьевска, затем был этапирован в тюрьму в г.Москве. Отказался признать себя виновным в «антисоветской агитации». 19 сентября 1937 года Тройкой УНКВД по Московской области вместе с двумя иереями приговорен к расстрелу. Реабилитирован. Имя Троицкого Дмитрия Васильевича включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 16 июля 2005 года.
В 1889 году в селе Макшеево Коломенского уезда в семье диакона родился Троицкий Петр Васильевич (1889-1938). Петр Васильевич окончил духовное училище и поступил в Духовную семинарию, в которой ему пришлось проучиться всего один год, так как из-за смерти отца Василия Троицкого, скончавшегося в 1903 году, когда Петру едва исполнилось четырнадцать лет, ему пришлось вернуться в село Макшеево, чтобы помогать матери по хозяйству. С 1915 года Петр Васильевич стал служить псаломщиком в Никольской Церкви села Макшеево. 3 ноября 1937 года власти арестовали Петра Васильевича по обвинению в антисоветской агитации среди жителей села. Он отверг все возводимые на него обвинения, и тогда следователь предъявил ему показания лжесвидетелей, но и их он категорически отверг. Тогда следователь стал расспрашивать его о том, кто был его отец, имели ли они церковную землю, с какого времени Петр Васильевич стал работать в колхозе, сколько он заработал в 1937 году трудодней и лишался ли он как церковнослужитель избирательных прав. В конце всех допросов следователь вернулся к первоначальному вопросу, требуя, чтобы Петр Васильевич согласился с обвинением в антисоветской агитации, но он эти обвинения отверг. 17 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Петра Троицкого к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Условия заключения и непосильные каторжные работы стали для него смертным приговором. Петр Троицкий умер 13 января 1938 года и был погребен в безвестной могиле неподалеку от города Медвежьегорска в Карелии. (Первоисточник: Игумен Дамаскин «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия»).
Один из жителей села Макшеево в 30-е годы просил своих детей: «Не хороните меня у Церкви! Храм разрушат, а церковное кладбище сровняют с землей». Дети не послушались отца и похоронили его у стен Никольской Церкви. А отец оказался прав – в советское время Церковь разрушили, а кладбище сровняли с землей. Очевидно, он предвидел грядущие гонения на Церковь со стороны новой власти.
Раскулачивание не обошло стороной жителей Макшеево, однако родственники «кулаков» говорят: «Кулаками наши бабушки и дедушки никогда не были! Бабушка начала трудиться с 10 лет. Ездили по деревням и покупали скот. При доме была маленькая бойня. Возвращались домой поздно ночью. Нужно было лошадей распрячь, сеном их вытереть - жизнь была не легкая…» В Макшеево семью Казаковых посчитали кулаками только за то, что они держали большое хозяйство и нанимали сезонных работников. Зимой 1935-го за ними пришли сотрудники НКВД, но до этого они зашли к соседу и сказали: «Запрягай лошадей! Повезешь арестованных Казаковых в Коломну!» А он, не подумавши, ответил: «Нашли, кого раскулачивать! На дворе ночь, вьюга. Куда они денутся! Утром поедем…» После такого ответа НКВДшники арестовали и Казаковых и их несговорчивого соседа, посадили на одни сани и увезли в Коломну. Спустя время арестованного соседа перевели по этапу из Коломны в Караганду. Там его пытали, позже по состоянию здоровья освободили, но жить дома запретили. Больному раком легких человеку (оставалось ему жить совсем чуть-чуть) приходилось ползком через огороды пробираться в свой дом. А «дружелюбные» соседи кричали: «Видели! Видели! Приходил домой!»
Церковь Николая Чудотворца (с.Макшеево) закрыли в 1937 году. Во время войны здание Никольского Храма использовали как зернохранилище. Старожилы говорят: «Детьми кувыркались и бегали по овсу и пшенице».
Церковь разрушили в 1946 году: «Разобрали церковь, когда мужики вернулись с фронта. Телятник надо было строить, клуб…» Храм долгое время не поддавался своим разрушителям - ломали с большим трудом. Чтобы кирпич не бился, его не сбрасывали вниз, а спускали по самодельному деревянному желобу. Внизу подбирали и складывали. Кирпич разрушенной Церкви использовали при строительстве колхозного телятника, а также клуба и магазина. Один из тех, кто ломал Храм, спустя некоторое время упал и стал инвалидом! Какое-то время жители села боялись ходить в клуб, так как столбы клуба были выложены из кирпича Никольской Церкви.
Храмовые Иконы вывозили на ферму и там сжигали. Старожилы говорят: «Печку на ферме топили Иконами». Одной жительнице села, когда она была еще ребенком, один из разрушителей Церкви, проходя мимо, отдал маленькую металлическую Иконку. Часть Храмовых Икон жители Макшеево забрали по домам, но спустя время большинство спасенных Икон было украдено.
Долгое время в Макшеево оставались надгробия и полуразрушенная церковная ограда, но в 60-е годы полностью разобрали ограду и растащили надгробные плиты. Один из «предприимчивых» жителей села перетащил себе в дом несколько могильных плит. После его смерти (2010 г.) родственники вернули один из памятников, вытащив его на улицу. Соседка устроила скандал, потребовав убрать памятник из-под ее окон. Позже планировалось перенести памятник на сельское кладбище.
Недалеко от Никольского Храма находился дом Священника. Когда его перестраивали, нашли несколько украшений Матушки: одно колечко с маленьким камушком, одно колечко распиленное, тоненькой браслетик и несколько монет. Все украшения были из золота низкой пробы, полые, очень тоненькие и хрупкие. Вероятно, в семье Священника жили скромно, и Матушка не могла позволить себе дорогие украшения. А когда семья Священника уезжала, Матушка кричала: «Позвольте мне вернуться в дом». Возможно, она вспомнила о своих  скромных украшениях, спрятанных в доме.
Последний настоятель Никольского Храма с.Макшеево Александров Василий Степанович. Он родился в 1884 г. в г.Ростове-на-Дону, родом из духовной семьи. Проживал в с.Макшеево Коломенского района. Арестован 9 октября 1937 г. Решением тройки при УНКВД СССР по МО от 19 октября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации и в принадлежности к контрреволюционной кулацкой группировке назначена высшая мера наказания - расстрел. Приговор приведен в исполнение 21 октября 1937 г. Реабилитирован 15 мая 1959 г. Вместе с Василием Степановичем Александровым были арестованы настоятель Церкви с.Горки Александр Сергеевич Рождествин и староста (уроженец д.Тимирево). Им предъявили обвинение в принадлежности «к церковно-кулацкой группировке и распространению террористических настроений».
Земельный участок на котором находилась Никольская Церковь с.Макшеево, каким-то «чудесным» образом был продан в частные руки. В наши дни восточнее от места бывшего Храма жители Макшеево установили поклонный крест. Крест стоит на постаменте, где когда-то стоял памятник ленину (характерна прямоугольная форма постамента). В будущем в Макшеево планируется построить небольшую Часовню.
Благодарю Всех жителей Макшеево за предоставленные информационные и фотоматериалы.
Видео: Церковь Николая Чудотворца (с.Макшеево)
Часовня в ограде Церкви Николая Чудотворца (с.Макшеево)
|
|