Собор Богоявления Господня
входит в состав Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря. Время возникновения монастыря - 1385 г. В житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, указывается, что монастырь основан по велению святого благоверного князя Димитрия Донского самим Преподобным и его учеником Григорием. Игумен Григорий, прозванный Голутвинским, или Коломенским, причислен к лику святых, чтимых местно, то есть в пределах прежде всего Московской епархии. Большинство исторических источников связывает основание монастыря с обетом, который дал князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой. Он сам выбрал место для монастыря и просил Преподобного Сергия благословить его, Сергий, придя в Коломну, как всегда, пешком, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями, великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил Преподобного Сергия благословить одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители.
Выбор пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим в присутствии самого Преподобного Сергия, который вручил Григорию свой игуменский жезл из черного дуба. Жезл этот благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 1920-х гг. Опись монастырской ризницы 1-й половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах Преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель. Предание утверждает, что Преподобный Сергий лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в начале XVIII в., и носят в народе название «камушки Преподобного». При раскопках в подклете было обнаружено место первоначального захоронения преподобного Григория Голутвинского. В писцовых книгах XVI в, монастырь описывается так: «Да за посадом у Оки реки усть реки Москвы монастырь Голутвин, а в монастыре церкви: Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, каменна, а другая церковь Сергий Чудотворец с трапезною каменная ж, трапеза ветха, вход обвалился, а под ними подклеты каменны». До 1947 г. собор окружала с трех сторон крытая сводчатая галерея. Он перестроен в начале XIX в. (возможно, до перестройки был пятиглавым).
Примерно во 2-й четверти XV в. построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Эта церковь в 1577 г. упоминается каменной, ветхой, с трапезной.
Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями.
В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на
Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий (управлял монастырем с 1612 по 1614 г.).
При игумене Евфимии (1618-1619) монастырь восстанавливался после разрухи Смутного времени.
В Богоявленском Голутвине монастыре принял монашеский постриг Антон Суханов, в монашестве Арсений (ум. 1668, в Троице-Сергиеве монастыре), келарь Троице-Сергиева монастыря, дипломат, писатель, некоторое время заведовал Московским Печатным двором. После 1622 г. он служил в Голутвине монастыре дьячком. Рукоположен во иеродиакона епископом Коломенским и Каширским Рафаилом. С 1633 г. Арсений был архидиаконом при Патриархе Филарете, его личным секретарем и хранителем Патриаршей казны. После смерти Патриарха, в 1634 г., Арсений поселился в Чудовом монастыре в Московском Кремле, принимал участие в Соборах, приемах иностранных послов. В 1637-1640 гг. участвовал в посольстве в Грузию, в 1642 г. рукоположен во иеромонаха, в 1645 г. назначен строителем Троицкого Богоявленского монастыря в Кремле. В 1649-1650 гг. ездил в Молдавию и Валахию. В 1649 г. в Москву приехал для сбора милостыни для храма Гроба Господня Иерусалимский Патриарх Паисий. Он обратил внимание царя Алексея Михайловича и Московского Патриарха Иосифа на несогласие в чинопоследованиях и обрядах Русской Церкви с греческими Церквами. Решено было послать с Патриархом Паисием «в Иерусалим, и в Александрию, и в Святые Горы, и в Царьград» Арсения, которому предписывалось «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат». Арсений узнал, что на Афоне греческие монахи объявили еретиком сербского старца Дамаскина, который защищал двуперстие, ссылаясь в доказательство своей правоты на книги московской печати. Дамаскин был выдан турецким властям и посажен в тюрьму, а книги, изданные в Москве, сожжены. Арсений защищал двуперстие, в спорах с греками он отрицал безусловную авторитетность греческой церковной традиции для Русской Церкви, поскольку русские «Крещение приняли от апостола Андрея... а не от вас, греков», по мнению Арсения, под властью турок греки во многом отступили от церковных канонов, он писал - «у греков христианства почти нет». В 1651-1653 гг. Арсений отправился в Константинополь и затем в Иерусалим для ознакомления с богослужением греческих Церквей: особый интерес для русских властей представляли службы в Великую субботу и чудо схождения Святого огня во время Пасхального богослужения. Арсений получил список вопросов к Константинопольскому Патриарху. Узнав, что Патриарх убит, Арсений направился в Египет, где задавал вопросы Патриарху Александрийскому, потом в Иерусалим и через Дамаск и Кавказ вернулся в Россию. Он покупал книги, карты, привез модель храма Гроба Господня. В 1653-1655 г. ездил на Афон за древними греческими и славянскими рукописями. Привезенные Арсением ценнейшие рукописи позднее составили основу Синодальной библиотеки.
Архидиакон Павел Алеппский оставил описание монастыря, каким он был в 1656 г.: «Когда мы вошли в монастырь, нас встретили по обыкновению и ввели в большую церковь Богоявления... Вход в эту церковь чудный высокий, с трех сторон, кругом - галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергия... Между этими двумя церквами высокая колокольня с приподнятым высоким куполом наподобие куполов церковных».
XVIII в. ознаменовался крутыми поворотами в судьбе древней обители. Взамен древнего и ветхого в начале XVIII в., на средства бывшего строителя Московского Андреевского монастыря Авраамия, был возведен новый Богоявленский собор (ныне существующий). В 1701 г. собор доведен до сводов. Авраамий (ум. не ранее 1702 г.) около 1660 г. поступил в число братии Андреевского монастыря, пользовался расположением основателя обители, благочестивого боярина Федора Ртищева. В 1662 г. поставлен строителем обители и пребывал в этой должности до 1697 г. Авраамий написал челобитную царю Петру I. Он писал о нестроениях в государстве после прихода к власти Петра I, напоминал царю об ответственности государя за врученную ему Богом державу. Авраамий видел главную причину нестроений в государстве в том, что царь ведет себя не как «совершен муж», доверил управление «похотникам и мздоимцам», которые «губят государство нагло». Призывал ограничить личные расходы царя, перечислял примеры негосударственного поведения молодого царя: «потехи» на Переславском озере, путешествие в Архангельск, азовские походы, забавы в подмосковных усадьбах, невинную смерть от пыток Авраамия Лопухина. Вручить челобитную Петру Авраамий попытался при посещении царем и главой Преображенского (пыточного) приказа князем-кесарем Ф.Ю. Ромодановским, при возвращении из 2-го Азовского похода, его кельи. В келью старца царь пришел смотреть изготовленный Авраамием и Иваном Тихоновичем Посошковым (автор «Книги о скудости и богатстве» - одного из первых русских экономических трактатов) «денежный стан». 7 января 1697 г. началось следствие, которое вел лично Ромодановский. Авраамия дважды поднимали на дыбу, били кнутом. По окончании следствия отправили в Голутвин монастырь. Из заточения Авраамий отправил царю еще одну челобитную. Авраамия лишили бумаги и чернил и запретили кому-либо видеться с ним... При игумене Самуиле заново перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас и расписаны стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ярусе надвратную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приступил к строительству келейных корпусов и гостиницы, внутри территории монастыря сад был обнесен каменной оградой с красивой металлической решеткой (между хозяйственным двором и башней)... В игуменство Назария при помощи благотворителей устроены заново шесть башен при монастырской ограде, каменная часовня подле Рязанско-Коломенского шоссе и двухэтажная гостиница при монастыре... Назарий был с 4 марта 1829 г. благочинным монастырей и пустыней, состоявших под ведением его предместника. Но при его слабом здоровье и частых немощах было очень затруднительно посещать Пешношский монастырь, отдаленный от Коломны почти на 200 верст. Согласно прошению он уволен в 1836 г. от благочиннического смотрения за этой обителью, порученной вместо него Вифанскому архимандриту Антонию. 22 ноября 1844 г. владыка писал к нему: «Отец игумен Назарий! Новопроизведенную игуменью Брусенского монастыря (Евлампию) введите в должность и преподайте ей наставления к прохождению должности, к назиданию сестр и к пользе обители; и о исполнении сего мне донесите. Филарет м. Московский». Начальство ценило труды настоятеля и его благочестие. В 1833 г. митрополит Филарет освящал в Голутвине Сергиевскую церковь и на о. Назария возложил набедренник. 6 сентября 1837 г. «в уважение долговременных трудов его и попечения о благоустройстве обители» произвел во игумена; 29 августа 1848 г. благословил употреблять во время литургии палицу. За 25-летнее назидательное и полезное служение настоятелем и 19-летнее благочинным монастырей исходатайствовал для него наперсный крест, полученный 1 июня 1849 г. Святитель Филарет, сравнивая Назария с пешношским игуменом Сергием, заметил: «И тот хорош, а этот выше по жизни». В 1848 г. в Коломне свирепствовала холера, унесшая множество жизней. Коломенцы решили обнести вокруг города икону Преподобного Сергия и жезл его из Старо-Голутвинского монастыря. Болезнь прекратилась. С тех пор ежегодно совершался крестный ход из Старо-Голутвинского монастыря вокруг города. Игумен Назарий в последние годы жизни болел, в 1853 г. был поражен параличом. Он пожелал передать управление обителью монастырскому духовнику Авраамию. Тот управлял ею с 1857 по 1864 г. Авраамий происходил из мещан. В 1829 г. по увольнении его от общества определился в братство Старо-Голутвинского монастыря. 25 октября 1833 г. пострижен в монашество, в 1836 г. рукоположен во иеродиакона, в марте 1848 г. в иеромонаха, 12 октября 1854 г. определен духовником братии. Был обучен чтению, пению и письму. В 1861 г. награжден набедренником. В 1864 г. вследствие прошения его, по слабости здоровья и преклонным летам, уволен на покой с пользованием пищей, одеждой, келией и прочим продовольствием по положению Старо-Голутвина монастыря. Он оказался не вполне искусным в управлении. По увольнении временно исправлял соборное священнослужение. Из числа монастырской братии ему не нашлось преемника, и по распоряжению начальства на его место был определен иеромонах Пешношского монастыря Назарий II (управлял с 1864 по 1867 г.). Ему было более 70 лет, и через три года он скончался. По его смерти предложено было братии приступить к избранию нового настоятеля, но вследствие разномыслия братии никого не избрали. Тогда митрополит Московский и Коломенский Филарет призвал к себе угрешского казначея, иеромонаха Сергия (Свешникова) и устроил ему небольшой экзамен. Стал спрашивать, чем он занимается. Тот отвечал, что по должности, как казначей, исполняет поручения настоятеля. - «А в свободное время?» - «Читаю отеческие книги». - «Какие?» - «Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и другие». Владыка пожелал удостовериться, действительно ли о. Сергий занимается чтением, и стал спрашивать подробно, о чем говорится в такой-то степени, о. Сергий отвечал удачно. Владыка помолчал несколько минут и сказал: «Ну, Бог благословит, идите!» Вскоре последовало назначение о. Сергия настоятелем Старо-Голутвинского монастыря. Он управлял им с 1867 по 1871 г. Нашел обитель далеко не в цветущем положении - значительные упущения по церкви и по монастырю и несогласия в братстве. При нем были восстановлены храмы и приведены в исправность строения, положение улучшилось, построена гостиница, заведено училище, где обучалось до 80 детей. Училище продолжало существовать и после перевода о. Сергия в Ново-Голутвинский монастырь. В училище при Старо-Голутвинском монастыре подбор учителей и оплата их деятельности находились в ведении Московского губернского земства. На должность учителя и законоучителя в училище при Коломенском Старо-Голутвинском монастыре был приглашен Московской земской управой Александр Семенович Фигуровский, из Владимирской губернии, сын священника. Он обучался во Владимирской Духовной семинарии. По окончании курса наук в 1873 г. с аттестатом 2 разряда, преподавал в школе при Голутвинском монастыре до определения в 1876 г. на священническое место в с. Горы Коломенского уезда (ныне в Озерском р-не). После перевода о. Сергия в Ново-Голутвинский монастырь братия, приведенная в его настоятельство к согласию, по Указу Московской Духовной консистории (предписывалось избрать настоятеля из числа братии) в мае 1871 г. единогласно избрала нового настоятеля, иеромонаха Варлаама (управлял с 1871 по 1876 г.), который, поддерживая все учрежденное его предместником, своей рачительностью и заботливостью соблюдал вверенную ему обитель в надлежащем положении... принят в число братии и в 1829 г. пострижен в монашество именем Ионы сын крепостного крестьянина с. Колычева Коломенского уезда Ипатий Васильев (1784-1851). Он с молодости отличался благочестием, сам выучился читать по часослову и псалтыри. С приятелем он совершил паломничество в Киев, на берегу Днепра они вырыли себе пещеру и поселились в ней. Спутник Ипатия вскоре скончался, и Ипатий Васильев вернулся на родину. Поступил в Голутвин монастырь работником, через 10 лет после пострижения в монашество он удалился в уединенную келью и жил отшельником и постником. Молва о его святой жизни привлекла к нему множество людей, искавших духовного утешения и совета. Его нравственное влияние было очень велико в Коломенском и соседних уездах, много рассказов ходило о совершенных по его молитвам чудесах. 21 августа 1836 г. он принял схиму с именем Иоанникия. Далеко не все желавшие жить в монастыре проходили испытание. В 1876 г. строитель Старо-Голутвинского монастыря Варлаам доносил благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Крестьяне Коломенского уезда д. Сергиевской Карп Петров 27 лет и Иван Борисов 18 лет проживали во вверенном мне Старо-Голутвине монастыре на испытании... за пьянство и буйство мною из монастыря высланы». В 1876 г. началось восстание балканских славян против турецкого владычества. По всей России в помощь славянам собирали деньги, участвовал в этих сборах и Старо-Голутвинский монастырь. Строитель Варлаам писал благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Во исполнение предписания Вашего Высокопреподобия от 27 октября... имею честь представить в пользу славян Балканского полуострова 75 рублей серебром и почтительнейше донести, что 25 рублей серебром мною препровождены были в августе месяце сего 1876 г. в Московский Славянский комитет». В праздничные дни Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. Монастырь нес некоторые государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов. В 1892 г. настоятелем монастыря был игумен Пахомий. С 1893 по 1896 г. он был председателем Братства святителя Филарета, целью которого была помощь ученикам Коломенского Духовного училища, происходившим из бедных семейств. В 1896 г. настоятелем монастыря игуменом Иоасафом при монастыре была основана церковно-приходская школа. Она помещалась в специально выстроенном для нее здании и содержалась на средства монастыря. Игумен Иоасаф и в 1909 г. состоял заведующим и попечителем школы, в том году в ней было 38 учащихся. В 1904 г., после окончания Московской Духовной семинарии, в ней преподавал будущий священномученик Вениамин Ильич Благонадеждин (1880-1937). В 1906 г. он был рукоположен во священника к храму с. Чеково Владимирской губернии, в котором служил до ареста. В 1930 г. храм был закрыт, но о. Вениамин добился возобновления богослужений. 8 сентября 1937 г. его арестовали, среди обвинений были и организация церковного хора при храме, и лечение прихожан. 1 октября 1937 г о. Вениамин был расстрелян... В наше время Богоявленский собор быстро возрождается, благодаря попечению губернатора Московской области Б.В.Громова...
В 2010 г. на территории монастыря митрополитом Ювеналием был освящен памятник Преподобному Сергию Радонежскому
(скульптор А.В. Соколов).
В наше время южнее монастырских соборов ведется строительство новых корпусов семинарии. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Собор Богоявления Господня (в Старо-Голутвине монастыре)
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь (г. Коломна)
Церковь Сергия Радонежского (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Введения Пресвятой Богородицы (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Трех Святителей Великих (в Коломенской духовной семинарии)
Часовня надкладезная (в Старо-Голутвине монастыре)
Часовня утраченная (в 320 м от Старо-Голутвина монастыря)
Часовня в Москве (Старо-Голутвина монастыря)
Святой колодец (в Старо-Голутвине монастыре)
|