Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицкие Озерки была построена не позже XVIII века. В 1862 году в Церкви был устроен придел Димитрия Ростовского.
Старожилы помнят Троицкую церковь с характерной кованой оградой, мелодичным колоколом и внушительным Иконостасом. Говорят, что вся территория возле Храма была выложена керамической плиткой. По периметру росли липы и цвела сирень (две липы сохранились до наших дней).
На селе был свой священник, учитель, лекарь, кузнец и мельник. В Троицких Озерках издревле не было помещиков - был принят общинный способ ведения хозяйства. Земля принадлежащая общине была неплодородна (песок, подзол), а луга в пойме р.Оки принадлежали сельской общине  лишь частично. Самые плодородные земли были в собственности у Коломенских купцов и Старо-Голутвина монастыря (в 1917 г. земельные угодья Старо-Голутвина монастыря составляли 383 десятины, в 1918 г. крестьяне д.Сергиевские Выселки захватили около 20 десятин монастырской земли). Жители Троицких Озерок активно осваивали самые разные ремёсла: плетение корзин и лаптей, что приносило стабильный доход многодетным семьям. В 1863 году Братьями Струве был образован Коломенский Машиностроительный завод, на который и пошли работать большинство сельских мужчин. И до настоящего времени с «Коломенским заводом» связана ни одна династия селян.
После революции рабочая часть сельской молодёжи приняла идею большевиков: «Земля - крестьянам, фабрики и заводы - рабочим». В Троицких Озерках был организован Союз 3-го Интернационала, собрания которого проходили в чайной Л.С.Тарасовой. Активными участниками этого Союза были: Тарасов Д.Е., Тарасов Л.С, Горюнов А.Г., Балабанов М.К., Никитин П.П., Защитин М., Скотников А.П., Ершов П.А., Белов А.Ф., Крючков А., Крючков П., Крючков Д., Стружанов А., Суханов И., Рульков И. Судьба многих из них сложилась трагически: кто-то был призван в качестве милиционеров в самые глухие волости, кто-то погиб на фронте.
Волна репрессий не миновала Троицкие Озерки. Были арестованы лучшие труженики личных хозяйств, главы многодетных семей: Тарасов, Лаптев и другие. Очевидцы помнят, как красноармейцы с винтовками наперевес уводили по осенней слякоти односельчанку Лаптеву, а четверо малолетних детей плакали и не отпускали её юбку. Плакали и односельчане - очевидцы этих страшных событий.
С 1918 по 1923 гг. в Троицком Храме с.Троицкие Озерки служил Бажанов Сергий Петрович, который также пострадал в годы гонений. «Священномученик Сергий родился 3 февраля 1883 года в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Бажанова. Он окончил три класса Московской Духовной семинарии и был рукоположен в сан диакона к коломенскому Успенскому собору. В 1918 году диакон Сергий был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 году он был переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Городищи того же уезда, а с 1930 года стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Отец Сергий Бажанов был награжден набедренником, скуфьей, а в 1928 году епископ Коломенский Феодосий (Ганецкий) наградил его камилавкой. В конце двадцатых - начале тридцатых годов власти усилили гонения на Русскую Православную Церковь. В марте 1930 года начальник районного отдела ОГПУ допросил крестьянина из села Городня в надежде, что он даст показания против священника, но тот, ни словом не обмолвившись о священнике, сказал: «Признаю, что 3 марта сего года мое выступление на общем собрании против ссыпа семян в общие амбары вызвало срыв собрания, хотя я не думал, что так случится, и не хотел этого. Также я допускал отдельные высказывания  недовольства тем или иным мероприятием. Признаю свои ошибки и, как бывший рабочий, проработавший до 1917 года 30 лет на коломенском и других заводах, - обещаюсь больше никогда этих ошибок не допускать, а помогать советской власти проводить ее мероприятия, и как я боролся с 1917 года за революцию, так буду бороться и теперь за укрепление власти советов». Тогда же был допрошен сторож церкви, в которой служил отец Сергий. Он сказал: «Признаю свою вину в том, что я во время проведения сельсоветом работы по засыпке в общие амбары семфонда выступил на собрании 3 марта против этой засыпки... я признаю, что дня за два до собрания на квартире у священника отца Сергия вечером собрались священник Сергий, Василий Ефимович Карпухин и его жена Марья, я – Михаил Хренкин. Мы разговаривали по поводу сбора семян и о колхозах. Отец Сергий говорил, что советская власть обдирает и душит крестьян, что семена засыпать в общественные амбары не нужно, таким способом советская власть хочет загнать крестьян в колхозы. Мы поддерживали священника, я и Карпухин тоже говорили, что нужно семян не давать. Священник Сергий - личность явно противосоветская, и всегда в разговоре с Карпухиным, у которого он живет на квартире, а также и со мной, когда я прихожу к ним, выявляет свое  недовольство тем, что на него наложили 500 рублей налога и 300 рублей самообложения, и по этому поводу он говорит, что советская власть душит не только попов, но и крестьян, облагая их непосильными налогами». В тот же день был допрошен и отец Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не знаю, антисоветской агитации не вел, церковников, антисоветски настроенных, вокруг себя не группировал, никакой работы по разложению колхозов не вел, внушением населению мысли - незасыпки семян в общественные амбары - не занимался. Я выражал недовольство лишь тем, что тяжело платить мне налоги». Священник Сергий Бажанов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Через два дня, 8 марта 1930 года, власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта - в тюрьме в городе Коломне. 18 марта следователь допросил Карпухина, хозяина дома, где жил священник, и тот сказал: «Чистосердечно признаю свою вину в том, что в связи со сбором семенного фонда я действительно говорил, что у нас столько нет земли, сколько спустил сельсовет собрать семян в своих контрольных цифрах. Также подтверждаю показания Хренкина о том, что перед общим собранием по поводу ссыпки семян в общие амбары у меня в доме были гражданин Хренкин, священник Сергий  Бажанов, я и моя жена Марья; разговаривали о ссыпке семян и о колхозах. Священник Бажанов говорил: «Налоги тяжелые, не только попов, но и вас, крестьян, душат этими налогами». В отношении семян он говорил: «Семена ссыпать не стоит, и вы от ссыпки воздержитесь, семенами коммунисты хотят вас загнать в колхозы. Вы семян не ссыпайте и предупредите других». Хренкин, поддерживая священника, говорил, что «эти семена пахнут колхозами». Кроме крестьян, которые не ходили в храм, были допрошены и верующие крестьяне. Старушка Анна Ивановна Журавлева, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Несколько дней тому назад, число и день не помню, гражданка нашей деревни Прасковья Демова, живущая напротив моего дома, увидев меня на крыльце, позвала к себе и сказала, что нашего батюшку забрали, пойдем к Медведевой и узнаем, за что его взяли. По пути следования к нам примкнуло еще несколько женщин, и мы, пригласив Медведеву, церковную старосту, пошли в сельсовет узнать о причине ареста. В сельсовет мы пришли, но нам там ничего не сказали, и мы ушли по домам, погоревав о батюшке. Батюшку нам было жаль, потому что некому будет нас схоронить». Вслед за этим была допрошена Мария Кузьминична Медведева, и она, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Я состою членом церковного совета со времени открытия церкви в селе Городня около двух лет тому назад. Со  священником Бажановым жила всегда дружно. Недовольств с его стороны на советскую власть никогда не слышала. Обычно он всегда советовал нам власти подчиняться, заявлял, что в такое время живем и надо терпеть. Когда батюшку забрали, я его очень жалела, думая, что его арестовали понапрасну. Дня четыре или три тому назад ко мне в дом пришли Лукерья Кузьминична Зимина и Анна Журавлева и стали посылать меня в совет узнать, за что взяли нашего батюшку. Я идти одна отказалась, и мы все трое пошли в совет, а в пути к нам присоединилось еще около семи женщин, и мы, придя в совет, хотели узнать причину его ареста, но нам этого не сказали, и мы разошлись по домам». Старик-фельдшер, которого обвинили в близком знакомстве со священником, лаконично ответил следователю: «Личного знакомства со священником Бажановым я никогда не имел. О его антисоветской агитации против засыпки семян ничего не знаю. Больше показать ничего не могу». После допросов свидетелей вновь был допрошен отец Сергий. Он сказал следующее: «Виновным себя ни в чем не признаю, никакой антисоветской и антиколхозной агитацией не занимался... Когда я был на квартире у себя и разговаривал с квартирным хозяином, я действительно жаловался на большие налоги, наложенные на меня, но о налогах вообще, и о колхозах, и о жизни крестьян я не  говорил, и никаких советов я никому не давал». После всех этих допросов следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник будто бы «с 1930 года вел систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией и советской властью мероприятий в деревне, благодаря его внушению в селе Городня было сорвано создание семенного фонда к весенней посевной кампании 1932 года». 3 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь на допросе стал спрашивать об аресте священника в 1932 году. - В 1932 году вы вели контрреволюционную агитацию против колхозного строительства? - спросил он. - Подтверждаете ли это? - Этого я не подтверждаю, - ответил священник. - В 1936 году среди колхозников вы вели контрреволюционную агитацию? - Этого я не признаю. - В мае 1937 года вы среди колхозников вели контрреволюционную агитацию на религиозные темы? - Этого я не подтверждаю. 25 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 30 июня 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области. В августе 2000 года Сергий Петрович Бажанов был причислен к лику святых». Первоисточник: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века» игумен Дамаскин (Орловский).
В Храме Пресвятой Троицы села Троицкие Озерки служил Андрей Шершнев, который также пострадал в годы советских гонений. Шершнев Андрей Владимирович родился в 1869 году в селе Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Московская область) в семье крестьянина.
В 1882 году уехал в Петербург, где работал половым в трактире. В столице он заочно обучался в учительской семинарии и усиленно занимался самообразованием.
В 1890 году он уехал в Киевскую губернию, где был принят на работу учителем в школу грамотности. За восемь лет он трудился в четырёх школах, также продолжая заниматься самообразованием.
С 1898 по 1921 год работал учителем в трёх школах Зарайского уезда Рязанской губернии.
В начале 20-х годов он заболел и оказался на иждивении сына, посещал храм Рождества Христова в селе Пронюхлово. В этом храме одно время он, как любитель церковного пения, исполнял обязанности псаломщика.
Служил диаконом в храме г.Зарайске. После закрытия церкви в 1928 году работал хлебопашцем.
6 февраля 1930 года был арестован Коломенским Окротделом ОГПУ Московской области в числе 11 человек за то, что подписался под ходатайством об оставлении верующим закрытого в 1928 г. собора. (Групповое дело священника Смирнова И.А. и др., 1930 г.)
15 апреля предстал перед судом по ст. 58-10 УК РСФСР за "антисоветскую агитацию". Виновным себя не признал. Приговор: "за недостатком обвинительного материала следствие прекратить и из-под стражи  освободить".
10 августа 1931 года был рукоположен во иерея епископом Коломенским Петром в Богоявленском соборе, в Москве.
В 1931 году стал служить в храме Рождества Христова селе Поповичи (ныне - Пронюхлово) Зарайского района Московской области. В 1932 году его перевели в Троицкую церковь в селе Озерки Коломенского района, в 1933 году - в Введенский храм села Чанки того же района.
В 1935 году отец Андрей был опять переведён в Троицкую церковь в селе Троицкие Озерки недалеко от Коломны.
Летом 1937 года в НКВД поступили заявления двух крестьян, где они оговорили отца Андрея в антисоветской деятельности, которую тот якобы проводил во время обхода домов верующих, где совершал молебны. По требованию НКВД на отца Андрея в сельсовете была составлена справка, в которой говорилось, что «Шершнев будет мешать на селе, и мы считаем, что его нужно изжить как класс». Следователи допросили пять лжесвидетелей, которые дали показания против отца Андрея.
27 ноября 1937 года священник Андрей Шершнев был арестован и заключён в коломенскую тюрьму, а потом переведён в Таганскую в Москве. Во время допроса следователь зачитывал отцу Андрею показания лжесвидетелей, требуя подтвердить их. Но на все угрозы священник отвечал, что показания эти не подтверждает и виновным себя ни в чём не признаёт.
1 декабря 1937 года тройка  НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Андрея к расстрелу за "контр-революционную агитацию и распространение контр-революционной клеветы на ВКПб и Советскую власть".
8 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребён в общей безвестной могиле.
В 2004 г. Шершнев Андрей Владимирович был причислен к лику святых Новомучеников Российских.
Как говорят очевидцы, Церковь в селе Троицкие Озерки разрушили в годы Великой Отечественной Войны - в 1942-1943 гг. пригнали роту солдат, которые и разобрали Храм. Один из жителей села недалеко от Церкви сжигал Храмовые Иконы. Кирпич разрушенного Храма использовали при строительстве скотных дворов.
В 2006 году настоятель Церкви с.Горки о.Валерий Наволокин дал благословление на установку Поклонного креста на месте утраченного Храма. 9 мая 2007 года на пожертвования местных жителей Поклонный крест был установлен и освящен. В низине за крестом сохранился кусок кирпичной стены разрушенного Троицкого Храма. Хочется верить, что уцелевшая часть кирпичной стены станет первым «кирпичиком» при восстановлении разрушенной Святыни.
Видео: Церковь Пресвятой Троицы (с.Троицкие Озерки)
|