ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Успенский кафедральный собор (г.Коломна)

В Московском Кремле главный храм освящен во имя празднования Успения Пресвятой Богородицы, так и в Коломенском кремле есть свой Успенский собор. "Великий князь Димитрий Иоаннович начал строительство в 1379 г., но в 1380 г., незадолго до Куликовской битвы, храм неожиданно обрушился. Надо было всецело уповать на Промысл Божий, чтобы не увидеть в этом дурного предзнаменования. Великий князь Димитрий верил в помощь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского и в молитвенную помощь Преподобного Сергия Радонежского, благословившего его встать за землю Русскую и предсказавшего победу, и в заступничество русских святых. Коломенский епископ Герасим с крестом в руках встречал в городских воротах полки великого князя Димитрия Иоанновича, шедшие на Куликово поле. Икона Божией Матери «Донская», созданная преподобным Феофаном Греком, святыня храма Успения, была с русскими воинами на поле Куликовом. Вскоре после победы собор достроили. Он был больше, чем московские соборы того же времени, -двухэтажный, трехглавый, на высоком подклете, с позакомарным покрытием. Расписан в 1392 г., уже при епископе Григории, в этой работе принимал участие Феофан Грек. В нижнем храме были престолы Успения Божией Матери и Святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем - престолы Святого мученика Никиты и Святителя Леонтия Ростовского. 23 июня 1552 г. в Успенском соборе епископ Феодосии II (с 1532 г. архимандрит Новоспасского монастыря в Москве, в 1542 г. хиротонисан во епископа Коломенского, в 1551 г. принимал участие в Стоглавом соборе) благословил царя Иоанна Грозного на поход против крымских татар, осаждавших Тулу. Владыке царь приказал «не исходити из церкви, дондеже что Бог произведет». Татары поспешно отступили. 3 июля того же года владыка благословил царя и русские полки в поход на Казань. Иоанн Грозный взял с собою главную святыню собора-Донскую икону Божией Матери. По окончании похода ее перенесли в Москву. В 1555 г. епископ Феодосии торжественно принимал в Коломне ехавшего в Казань новопоставленного архиепископа Казанского Гурия. В начале 1560-х гг. епископ Феодосии был отстранен от управления Коломенской епархией. В письме князю Андрею Курбскому (1564) царь Иоанн Грозный писал: «Вы ли убо с попом (Сильвестром) и Алексеем (Адашевым) не гонили? Како убо епископа Коломенского Феодосия народу града Коломны повелеваете камением побити? Но Бог соблюде его, и вы согнали его со престола». В соборе погребены многие из коломенских епископов: Иларион (с 1396 г. архимандрит Московского Симонова монастыря, ум. 1409), Варлаам II (ум. 1564). Отправляясь в 1562 г. в поход на Полоцк, Иоанн Грозный взял с собой духовенство, во главе которого был епископ Коломенский Варлаам. Войско сопровождала Донская икона Божией Матери. При вступлении в Полоцк Варлаам шел с духовенством впереди победоносного войска с образом Богородицы и затем возглавил молебен в Полоцком Софийском соборе. В 1615 г. в Успенском соборе Коломны погребен Иосиф III, рукоположенный во епископа Коломенского и Каширского в 1586 г. Он в 1589 г. участвовал в избрании первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, в 1606 г. требовал, чтобы Марина Мнишек приняла православие, и не признавал брак Лжедимитрия с нею. В 1608 г. он был захвачен отрядом Лисовского при взятии Коломны. Привязав владыку к пушке, его возили по многим городам, смеясь над его саном и правоверием. Он был отбит войском князей Куракина и Львова. Когда жителей Коломны пытался возмутить сотник Бобынин, владыка упросил их остаться верными царю. Он умер в 1615 г. В соборе похоронены епископ Рафаил (в 1618 г. рукоположен во епископа Коломенского, в 1652 г. уволен от управления епархией, пострижен в схиму, по его молитвам многие получали исцеление, ум. 1653), архиепископ Никита (два года питал множество нуждающихся, когда в 1704 г. в Коломне стал свирепствовать голод), Антоний (Одинович, с 1689 г. настоятель Московского Донского монастыря в сане архимандрита, в 1705 г. хиротонисан во епископа Коломенского, ум. 1716), митрополит Иоанникий (до 1719 г. епископ, потом митрополит Ставропольский, с 1719 г. митрополит Коломенский, в 1723 г. учредил школу при архиерейском доме в Коломне, ум. 1724, родом грек), Савва (Шпаковский, управлял монастырями в Чернигове и Нежине, в 1739 г. рукоположен во епископа Архангелогородского, в 1740 г. переведен в Коломну, ум. 1749), Феодосий (Андрей Михайлов-Прокофьев, 1723-1787, из семьи причетника г. Михайлова Рязанской губернии, в 1749 г. окончил Московскую Духовную академию, определен учителем Рязанской Духовной семинарии, в 1755 г. пострижен в монашество, с 1761 г. ректор Рязанской Духовной семинарии и архимандрит Рязанского Иоанно-Богословского монастыря, с 1763 г. настоятель Солотчинского монастыря, 28 декабря того же года хиротонисан во епископа Коломенского в придворной церкви в присутствии Екатерины II, которую в 1775 г. принимал в Коломне, он же учредил Коломенскую консисторию в 1764 г., построил Тихвинский собор и загородный архиерейский дом). Из синодского дела о кончине преосвященного Феодосия: «В 1787 году «генваря на тридесятое число по полуночи шестого часа в пятьдесят второй минуте» скончался на 64-м году от рождения преосвященный епископ Коломенский Феодосии после 23-летнего управления епархией. Согласно его завещанию, отпевание было совершено епископом Рязанским Симоном. Погребен 1 февраля. Святейший Синод сделал следующее распоряжение: 1. до определения архиерея править делами по Коломенской епархии, кроме тех, которые требуют собственно архиерейского рассмотрения и решения Коломенской Духовной Консистории; 2. по делам, относящимся до собственного архиерейского рассуждения и решения, также до ставленников во священники и диаконы по Коломенской епархии, представлять Коломенской Консистории Московской Святейшего Синода Конторе, которой решать оные дела и ставленников отсылать для посвящения, а после посвящения отправлять в Коломенскую Консисторию, коей отпускать их к церквам с указами впредь до определения архиерея и до дачи ставленых грамот; 3. консисторским присутствующим учинить надлежащую опись оставшемуся по смерти преосвященного Феодосия имению, а его подлинное завещание прислать немедленно в Святейший Синод с указанием, есть ли оному имению, и кто именно, законные наследники; имение покойного преосвященного хранить до указа в целости». В соборе погребен Феофилакт (Горский), архимандрит Московского Донского монастыря, рукоположенный в 1776 г. во епископа Переславль-Залесского, с 1769 г. ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря, автор трудов на русском и латинском языках, с мая 1788 г. епископ Коломенский и Тульский, ум. 12 сентября 1788 г. 9 июля 1667 г. патриархом Иосифом хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского архимандрит Симонова монастыря в Москве Мисаил (управлял монастырем с 1666 г., родился в семье священника Андреевского погоста, ныне в Киржачском районе Владимирской области). 14 сентября 1671 г. епископ Мисаил переведен на Белгородскую и Обоянскую кафедру с возведением в сан митрополита. Из документов белгородского периода его жизни сохранилось одно Окружное послание к архимандритам, игуменам, протопопам, поповским старостам и попам, из которого видно, что это был пастырь строгий, стремившийся воспитать в своей пастве дух благочестия. Он обличал все те привычки и обычаи, которые были недостойны истинных христиан, и стремился к исправлению жизни своей паствы. Поэтому в послании он призывал духовенство епархии внушать пасомым посещать церкви в воскресные и праздничные дни, соблюдать посты, не уклоняться от исповеди и Святого Причащения, избегать безмерного пьянства и веселья на свадьбах и различных сходках, не обращаться за помощью к чародеям и волхвам, нигде не сквернословить и не бесчинствовать, и давал им другие поучительные наставления. Служение митрополита Мисаила на Белгородской кафедре продолжалось более 12 лет. Он скончался 23 февраля 1684 г. В 1676 г. в епископы Коломенские был хиротонисан архимандрит Макарьева Желтоводского монастыря Павел. Он начал перестраивать Успенский собор. В 1682 г. переведен в Суздаль и в том же году в Рязань, возведен в сан митрополита. С 1682 г. в Коломну переведен епископ (с 1681 г.) Архангельский и Звенигородский (при Архангельском соборе Московского Кремля) Никита (до пострижения в монашество купец из г. Тотьмы) и возведен в архиепископы. Прежде он был архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря, духовником патриарха Никона во время его ссылки в Ферапонтов монастырь. Архиепископ Никита закончил перестройку Успенского собора, возвел каменную колокольню. Перестройку собора осуществил зодчий Мелетий Алексеев в 1682 г. После пожара 1739 г. деревянная кровля собора, перекрывавшая прясла стен по сводам двускатными деревянными кровлями, или, как писали тогда, «о четырнадцати фронтонах», была заменена железной четырехскатной. Разобраны хоры. Около 1772 г. установлен резной пятиярусный иконостас. В 1802 г. изменена форма глав. Собор был расписан в 1804 г., туже систему и характер воспроизводила роспись 1880-х гг. После передачи собора верующим в 1989 г. росписи к 1999 г. поновлены. После ремонта 1887-1894 гг. собор утратил аркатуру на барабанах глав и наличники окон (восстановлены в 1958-1963 гг.). В последней трети XVIII в. настоятелем собора был протоиерей Григорий Иванов («из неученых», то есть не имел богословского образования), ключарем - иерей Петр Васильев, в соборе служили также иерей Филипп Григорьев (из ученых) и диаконы Василий Федоров и Федор Михайлов, псаломщики иерей Симеон Игнатьев («за болезнию в священнослужении запрещенный») и Алексей Иванов, пономари Григорий Дмитриев, Евфимий Иванов. Певчих трех станиц - 18 человек. По штату в соборе недоставало священника и протодиакона. 28 ноября 1779 г. протоиерей Успенского собора Григорий Иванов и Феофилакт, «протоиерей Брусенский», подписали «Инструкцию благочинному Коломенского и Егорьевского уездов Зарецкой десятины»: «1. Благочинный есть избранная по изволению и усмотрению архиерейскому особа из достойных, разумом и добродетелию пред другими преимуществующих священников, для наблюдения всякого в церкви Божией, а особливо в служителях ея... порядка и исправности к пользе христиан и к славе Божией. 2. О церквах. И потому должности твоея, о благочинный, дело есть прилежно наблюдать, дабы в церквах, смотрению твоему порученных, было всякое благочиние, сходственное с правилами святых отец и установлениями церковными, а безобразного, соблазнительного, суеверного дабы ничего не было крайне предостерегать. 7. Чтобы святые образы были пристойным и благолепным искусством написаны, что особливо при возобновлении иконостаса или при созидании вновь храма наблюдать, а если б где оказались образа, написанные безобразно и соблазнительно, особливо из изваянных, о таких представлять. 11. Наблюдать вам, дабы место круг церкви, обыкновенно называемое погост, было не зело тесно, ограждено, ничем не застроено, не засорено и какими либо непристойными строениями не занято, а было бы в надлежащей чистоте, также чтоб могилы в назначенных местах были копаны не мелко... и зарываемы б были мертвые тела с надлежащей осторожностью. 16. О священно- и церковнослужителях. Прилежно наблюдать, чтоб священники жили честно, постоянно, сановито, кротко и любовно и в должности своей были бы исправны и порядочны, а наипаче с крайним вниманием смотреть, чтобы не пьянствовали, в питейные домы не ходили и вели б жизнь, яко же прилично служителю святого алтаря. 18. В ссоре и вражде не служить, не примирясь. 23. С великою осторожностью наблюдать, чтобы священники сумнительных браков не венчали, сумнительный же брак есть: если имеется ближнее родство или свойство, если жених или невеста младолетные или зело престарелые, или едино из них лице весма младолетно, а другое престарело, или каковое от кого есть вступающим в брак принуждение, если дети без воли родителей женятся, если от живого мужа или от живой жены, то есть муж или жена в отлучке или в неизвестности, если врачующиеся не своего приходу, если вступающие в брак разумом поврежденные и тому подобные случаи. В таковых ни под каким видом священникам венчать не дозволять... а представлять о том и ожидать решения. 27. Во дни праздников Христова Рождества, в Светлую седмицу и в храмовые праздники священники с животворящим Крестом в домы желающих того прихожан своих ходили б честно и постоянно и по ночам бы не шатались, и хмельного пития не упивались под опасением неупустительного штрафа... 28. ...которые священники и диаконы учились в школах, те бы и от себя говорили почасту проповеди... а кто сколько скажет проповедей, о том его преосвященство уведомлять, дабы можно распознать тщатливых от ленивых. 29. Надлежит смотреть, чтобы священники, диаконы и причетники катехизис всегда наизусть помнили... и чтоб священники и диаконы каждый воскресный день ставленную грамоту пред обедней дома у себя прочитывали. 30. Диаконы и причетники должны своего священника, яко настоятеля церкве, почитать и повиноваться, и ничем его, ни словом, ни делом не оскорблять... 31. Священнику диакона и причетников не обижать и доходов у них не удерживать, и рукой их бить не дерзать, а если в чем оказались неисправны или перед ним ослушны, представлять благочинному или его преосвященству. 32. Священник диакона или причетника может штрафовать следующим образом: учинить ему выговор наедине, а потом и пред людьми, заставить поклоны класть: диакона в алтаре, церковников в церкви или на паперти, удержать доход и оный разделить причетникам исправным или нищим, а себе из того ничего не брать... 33. Подтвердить священникам и диаконам, чтобы не были корыстолюбивы и нахальны, а были бы своими оброки довольны, и для того ни за какую требу платы у прихожан не домогаться и договора не чинить, а быть довольну доброхотным подаянием... 34. Также подтверждать, чтоб без зову в гости ни к кому не ходили... и зная что тот дом, куда приглашаются, есть честной, и иметь обхождение и дружбу с подобными себе священниками... с благородными помещиками и с почтенными купцами, и мещаны, а не со всяким безразборно обходиться и дружиться, ибо священники, будучи священным саном почтены, должны вести себя с осанкою и тем других приводить к почтению себя. 35. О вдовых священнослужителях наблюдать, дабы зазорных женских лиц при себе не держали. 40. При избрании священника должно быть благочинному неотменно, избранию же быть в церкви при собрании священно- и церковнослужителей и лучших прихожан и по молитве и по призывании Божией благодати избрать достойного, честного житием, и предпочтительно из ученых, а если при той церкви совершенно достойного не оказалось, то избрать от других церквей достойного или отдавать на благорассмотрение архиерейское. 43. Наблюдать, чтоб священники... в пристойном церковному чину платье и обуви, а именно священники и диаконы в рясах и сапогах... особливо в церкви и где-нибудь при исправлении треб, ходили непременно. 48. Если бы где в приходе примечено было тобою творимое какое суеверство при часовнях или при кладезях, или при иконах, или где инде, и если бы где появились кликуши или притворноюродивые и ханжи, в таковых случаях немедленно представлять обстоятельно... а между тем стараться таковые непорядки своим благоразумием отвращать». В 1800 г. настоятелем Успенского собора был протоиерей Михаил Борисоглебский. С этого года по штату при соборе служили протоиерей, 2 священника, один из которых нес послушание ключаря, 2 диакона, 2 псаломщика, звонарями и сторожами предписано употреблять штатных служителей Троицкого Ново-Голутвинского монастыря, которых, впрочем, издавна не употребляли. Кроме протоиерея Михаила Дроздова в соборе служили ключарь священник Иоанн Козмин (в 1795 г. священник в Тульской губернии), священник Алексий Степанов (в 1795 г. священник Крестовоздвиженской церкви), диакон Лукиллиан Кириллов (в 1795 г. дьячок в Богдановке), диакон Димитрий Захариев, псаломщики Порфирий и Феодор Васильевы. В 1800 г. к собору была приписана Крестовоздвиженская церковь со своим приходом. Содержание священноцерковнослужители получали из Троицкого Ново-Голутвинского монастыря, а также из коломенского городового магистрата, по завещаниям Татьяны Ивановны Тетюшевой и коломенского 2-й гильдии купца Киприана Максимовича Кислова - 45 рублей 71 и три четверти копейки серебром, из опекунского совета Московского Императорского воспитательного дома проценты с капиталов, положенных в сохранную казну именитым гражданином Афанасием Акимовичем Шевлягиным, коллежской асессоршей Пелагеей Петровной Повалишиной, действительным статским советником Павлом Левашевым и «покойного Коломенской градской Богоявленской церкви протоиерея Никиты Михайловича Дроздова женою, вдовою Анною Ксенофонтовной» - 84 рубля 14 и две седьмых копейки на серебро (после выпуска в 1769 г. ассигнаций, усиленного их печатания в конце XVIII в. и, как следствие, прекращения обмена на металлические деньги, появился двойной денежный счет, на серебро и на ассигнации, в 1812 г. за серебряный рубль давали 3 рубля, с 1839 г. за него давали уже 3 рубля 50 копеек ассигнациями), содержание соборного причта характеризовалось как скудное. В 1804 г. собор расписан при настоятеле протоиерее Михаиле Феодоровиче Дроздове (ум. 1816), отце Святителя Филарета Московского. М.Ф. Дроздов после посвящения во диакона в 1782 г. служил в Успенском соборе, потом, рукоположенный во иерея, - в Коломенской Троицкой церкви в Ямской слободе (с 1795 г.). Его жена, мать святителя Филарета, Евдокия Никитична Дроздова (ум. 1853), после смерти супруга осталась жить в Коломне до 1844 г., когда переселилась в Москву и жила в собственном доме неподалеку от сына. Святитель «часто навещал ее, перед кончиной прочитал отходную и был свидетелем последнего ее вздоха». Она похоронена под Троицкой церковью Пятницкого кладбища в Москве. Отец Михаил Феодорович Дроздов получил протоиерейство и настоятельство в Успенском соборе при следующих обстоятельствах. После упразднения Коломенской епархии в 1800 г. в Коломну в первый раз по присоединении этого города к Москве по епархиальному управлению приехал митрополит Платон (Левшин). Он спросил двух местных благочинных, кто из них старший, того он и сделает протоиереем, они отозвались, что старше их обоих Троицкий в Ямской священник Михаил Феодорович Дроздов, который и был возведен в протоиереи и назначен настоятелем Успенского собора. Ключарем собора был священник Иоанн Феофилактов. Церкви принадлежал двухэтажный каменный дом, в котором были квартиры для 2-х священников, 2-х диаконов и 2-х псаломщиков. Настоятелю собора квартиры не полагалось, так как до преобразования духовных училищ (в 1870-х гг.) настоятель собора был и ректором Коломенского Духовного училища, в здании которого и жил. После разделения должностей соборный протоиерей должен был покинуть училищный дом и жить на квартире, на наем которой (по указу Московской Духовной консистории) выдавалась сумма из соборных доходов. В 1812 г. зарево горящей Москвы было хорошо видно в Коломне, при известии о приближении неприятеля в городе началась паника, многие жители покинули город, бежали чиновники, бросив раненых солдат, эвакуацию которых должны были обеспечить, поток беженцев увлек и многих священнослужителей. Панике не поддались ключарь Успенского собора священник Иоанн Твердовский и городничий Федор Андреевич Дашков. Каждый день в положенное время о. Иоанн звонил к началу богослужения, тем давая знать жителям Коломны, рассеянным по лесам и селениям, о целости города. Он совершал Таинства и требы для оставшихся в городе неимущих, престарелых и привозимых в Коломну раненых, сохранил имущество храмов и некоторых состоятельных горожан от разграбления. В 1813 г. коломенцы ходатайствовали о награждении о. Иоанна. В 1816 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Успенского собора и смотрителем Коломенского Духовного училища Иродион Стефанович Сергиевский (1780-1830). В 1799 г. он стал учителем Коломенского Духовного училища. В 1800 г. женился на дочери протоиерея Михаила Дроздова, Ольге, сестре будущего митрополита Московского Филарета (Дроздова), в том же году рукоположен во диакона к Троицкой в Ямской слободе церкви и все в том же 1800 г. переведен к Успенскому собору. В 1803 г. рукоположен во священника к Вознесенской в г. Коломне церкви. В 1814 г. назначен присутствующим Духовного правления и инспектором приходского и уездного духовных училищ. Сын протоиерея Успенского собора Иродиона Сергиевского и Ольги Михайловны, урожденной Дроздовой, Александр Иродионович Сергиевский (1802-1834) приходился племянником Московскому митрополиту Филарету (Дроздову), обучался в Коломенском Духовном училище, Вифанской Духовной семинарии и с 1822 по 1826 г. в Московской Духовной академии, которую окончил 2-м магистром и оставлен при ней преподавателем греческого языка. В 1830 г. рукоположен во священника к Николо-Пупышевской церкви в Москве, в 1833 г. возведен в сан протоиерея. Современники называли его «образцом благонравия, порядочности и благоприличия». Его сын Филарет Александрович Сергиевский (1831-1884) был ректором Вифанской семинарии (с 1874 г.), протоиереем Московского кафедрального Архангельского собора (с 1879 г.), духовным цензором, с 1882 г. почетным членом Московской Духовной академии. Преемником протоиерея Иродиона Сергиевского был настоятель собора и смотритель училища протоиерей Василий Иванович Груздев, ранее преподаватель в Костромской семинарии, талантливый педагог (его ученики свободно читали в подлинниках римских классиков). В 1834 г. переведен в Серпухов. Ему сослужил с сентября 1824 г. священник Александр Александрович Сергиевский (окончивший Вифанскую Духовную семинарию со степенью студента, то есть в числе 14 лучших учеников), с ноября 1824 г. ключарь собора. Его сын Николай обучался во 2-м классе Коломенского училища. Другим священником был Василий Васильевич Тупталов. Также сослужили о. Василию Груздеву диакон Лукилиан Богдановский, диакон Иван Павлович Глебов, псаломщики Парфений Васильевич Васильевский (не учился) и Феодор Васильевич Соболев. Церковным старостой тогда был коломенский купец Филипп Назарович Тупицын. С 29 августа 1834 г. настоятелем Успенского собора был назначен протоиерей Александр Иванович Невоструев. Сын священника, он окончил Вятскую Духовную семинарию в 1826 г. с аттестатом студента, по требованию высшего училищного начальства послан был для получения высшего образования в Московскую Духовную академию. По окончании академического курса в 1830 г. удостоен степени магистра и определен в профессора словесности и немецкого языка в Вифанскую семинарию, но вскоре был переведен в Московскую Духовную академию на должность бакалавра греческого языка, а в 1833 г. назначен преподавателем гражданской истории. По собственному желанию Александр Невоструев был уволен из Академии и переведен на епархиальную службу. 16 августа 1834 г. он был рукоположен митрополитом Филаретом во иерея, 29 августа того же года возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Успенского собора. 31 августа 1834 г. определен ректором Коломенского Духовного училища и учителем латинского языка в высшем отделении уездного училища. 24 сентября 1834 г. определен присутствующим Коломенского Духовного правления, а 3 ноября того же года - благочинным коломенских градских церквей. Получал благодарности от семинарского правления в 1835, 1837, 1838, 1840 гг. за старания по сбору от разных благотворителей средств в пользу бедных семинаристов. Первым священником и соборным ключарем был Петр Мефодиевич Лебедев. Сын диакона, в 1837 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. Рукоположен во священника к Коломенскому Успенскому собору. В 1839 г. назначен соборным ключарем. В его личном деле приведена характеристика: «по временам бывал нетрезв и буен». У о. Петра и его жены Александры Прокопиевны был сын Николай. Вторым священником в соборе в это время был Василий Васильевич Тупталов. Сын священника, он по окончании Московской Духовной семинарии со званием студента в 1824 г. определен учителем в Московское Спас-Андрониевское уездное училище учителем низшего отделения по классу латинского языка и соединенных с ним предметов. В 1826 г. по собственному прошению перемещен в Коломенское Духовное училище. В 1829 г. рукоположен во священника к Успенскому собору. В 1831 г. определен в учителя греческого языка в низшем отделении Коломенского Духовного уездного училища. В 1832 г. правлением Московской Духовной семинарии по расстроенному здоровью, согласно собственному желанию, от учительской службы уволен с аттестатом, засвидетельствовавшим его усердие и честность в работе и поведении. В июле 1838 г. был определен соборным ключарем, а в сентябре 1839 г. по делу о соборной ризнице и вследствие разногласия с протоиереем и невнимания к начальству в соборе уволен от должности. В его личном деле сохранялась характеристика: «сварлив и непокорен начальству, а также бывает по временам нетрезв и неисправен в своей должности». У о. Василия и его жены Елены Ивановны было пятеро детей: Василий, Надежда, Иван, Петр, Мария. В это же время первым диаконом в соборе был Лукиллиан Кириллович Богдановский. В 1840 г. ему 59 лет. Его характеристика: «строптив и часто невоздержан». Второй диакон Иван Ксенофонтович Некрасов (26 лет) - «поведения довольно порядочного». Первый псаломщик Парфений Васильевич Васильевский (55-ти лет) «по временам бывает невоздержан», второй псаломщик - Иван Михайлович Хавский (22 лет), в характеристике отмечалась его грубость. В 1841 г. настоятелем собора был протоиерей Иоанн Космин, ректор Коломенских училищ и учитель латинского языка и соединенных с ним предметов в высшем отделении уездного училища. В 1857 г. настоятелем собора и ректором коломенских училищ был протоиерей Павел Волхонский. В 1867 г. митрополита Московского и Коломенского Филарета с 50-летием служения в архиерейском сане поздравлял от г. Коломны протоиерей Успенского собора и ректор Коломенского Духовного училища Михаил Сандыревский. В 1870-х - 1880-х гг. в соборе служил священник Александр Погожее. Его сын Алексей (р. 1872) в 1890 г. окончил Коломенское Духовное училище, а в 1895 г. - Вифанскую семинарию. В 1880 г. в Успенском соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы. По окончании литургии и панихиды городское духовенство крестным ходом в преднесении икон и хоругвей отправилось вокруг кремлевских стен при колокольном звоне близлежащих церквей, к Пятницким воротам. Здесь при громадном стечении народа на приготовленном возвышении пред образом Спасителя на воротах был отслужен благодарственный молебен Господу, даровавшему великому князю Димитрию Иоанновичу и его доблестным сподвижникам победу. Народное гулянье завершилось вечером у Пятницких ворот, убранство которых «было в особенности эффектно: высокие мачты с разноцветными флагами, перевитые гирляндами зелени и цветов, наверху башни транспарантное изображение великого князя Дмитрия Донского на коне, еще выше московский герб, а на самой вершине башни корона; затем надписи на стенах башни с именами главных героев битвы и транспарантная надпись: 8 сентября Коломна празднует 500 лет Дмитрию Ивановичу Донскому, победителю Мамая». В 1886 г. настоятель Успенского собора протоиерей Стефан Скворцов был избран председателем совета Филаретовского братства, имевшего целью «вспомоществование недостаточных учеников духовного училища». При открытии в 1894 г. Коломенского отделения епархиального Кирилло-Мефодиевского братства председателем его стал протоиерей Коломенского Успенского собора Алексий Горский. В 1902 г. ключарь - протоиерей Вележев Николай Павлович, настоятель собора - протоиерей Александр Павлович Лебедев, священник Николай Никанорович Соколов, диаконы Евфимий Ильич Грузов и Гермоген Васильевич Здравомыслов, псаломщики Петр Протодиаконов и Николай Богатырев. В 1904 г., проездом в волжские города, в Коломне останавливался святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он посетил дом Шевлягиных, где служил молебен перед иконой "Спас Нерукотворный". (Позже эта икона была подарена коломенскому священнику Феодору Палевичу соседкой, получившей ее от наследников М.Н. Шевлягиной (1835-1921), которым при выселении из родного дома позволили взять только несколько икон. Среди них была икона «Спас Нерукотворный».) «Всероссийский батюшка», отец Иоанн, служил в соборе. После богослужения тысячи коломенцев участвовали в возглавляемом им крестном ходе. Но не только из Кронштадта в Коломну, но и из Коломны в Кронштадт приезжали подвижники веры. 8 октября 1871 г. в Коломне родился Михаил Федорович Попов, в монашестве Маркиан, в схиме Михаил. Проживал в Кронштадте. 15 сентября 1889 г. поступил в Валаамский монастырь. 28 декабря 1894 г. определен в послушники. 6 марта 1899 г. пострижен в монашество. 16 января 1901 г. рукоположен во иеродиакона, 28 июня 1903 г. - в иеромонаха. 8 декабря 1907 г. награжден набедренником, 6 мая 1914 г. - наперсным золотым крестом. 15 марта 1924 г. пострижен в схиму. Проходил клиросное послушание при Финляндском архиерейском доме, был в командировке во флоте для священнослужения, правил должность уставщика в монастыре, находился для священнослужения во Всехсвятском и Коневском скитах. С 1921 г. исполнял в монастыре должность помощника духовника. 3 июля 1921 г. монашествующей братией обители избран кандидатом на должность духовника (получил 138 голосов из 226) и 12 июля утвержден в этой должности. Правил чреду священнослужения, находился в Германовском, Тихвинском и Предтеченском скитах. 10 марта 1926 г. низший церковный суд вынес решение и 15 апреля 1926 г. высший церковный суд утвердил приговор о лишении права исполнять обязанности священнослужителя и об устранении от должности монастырского духовника впредь до исправления и публичного раскаяния (за самовольное толкование канонов с целью внести разлад между монастырской братией, за демонстративное выступление против начальства и духовной власти и за нарушение монастырского устава). Ему разрешалось проживать в монастыре как простому члену братства. Скончался от разрыва сердца 8/21 мая 1934 г. в скиту Святого Иоанна Предтечи. За сухими строками приговора не видно трагедии миллионов русских людей, после революции 1917 г. оказавшихся на чужбине не по своей воле. Остров Валаам, на котором более 500 лет жили русские монахи, большевистским правительством был отдан Финляндии. Финляндская епархия, ранее подчиненная Московской Патриархии, образовала особую Финляндскую Православную Церковь. Ее возникновению содействовала Константинопольская Патриархия, в которой в то время был введен церковный календарь нового стиля, послуживший одной из важных причин раскола среди монашествующей братии на Валааме. Случилось следующее: неожиданно для всех приехал на Валаам из Лондона греческий митрополит Германос - представитель Константинопольского Патриархата в Западной Европе. Часть монахов с духовником о. Михаилом и наместником о. Иоасафом во главе отказались от сослужения с митрополитом. Валаамцы все были против нового стиля, но подчинялись воле начальства, за исключением празднования Пасхи, каковое было закреплено Вселенским Собором по старому стилю. Церковное управление наложило взыскание на монастырское начальство, но фактически примирилось с тем, что Валаам праздновал Пасху по старому стилю, в то время как вся Финляндская Православная Церковь - по новому. Монахи рассуждали так: за нарушение постановления Вселенского Собора о праздновании Пасхи налагается запрещение в священнослужении, оно распространяется и на того, кто сослужите нарушителем канонического правила. Поэтому валаамцы просили митрополита Германоса приехать на Валаам раньше, чем он будет совершать богослужение с архиепископом Германом, главой Финляндской Церкви, служившим Пасху по новому стилю. Митрополит Германос отказался это сделать, он сослужил архиепископу Герману, потом они прибыли на Валаам, но лишь небольшая часть монахов пришла ко всенощной. Начались репрессии, высылки из монастыря сначала в Советскую Россию, потом в Сербию. Перед приездом митрополита Германоса монахи были в смятении, они чувствовали, что не найти им всеобщего согласного решения, что мир и согласие между ними утрачены навсегда. Один из них подошел к духовнику о. Михаилу с вопросом, в ответ получил лишь одну фразу, но сказанную твердо и решительно: «Нам святые каноны не позволяют быть их нарушителями». Клировые ведомости за 1916 г. сообщают, что настоятелем Успенского собора в это время был протоиерей Николай Павлович Вележев (в 1916 г. ему 73 года), сын псаломщика. Он окончил Спасо-Вифанскую Духовную семинарию со степенью студента. Произведен во священника к Успенскому собору в 1865 г. В 1867 г. определен ключарем собора. С 1866 по 1874 г. состоял законоучителем нижних воинских чинов, бесплатно вел занятия в школе 1-й резервной конноартиллерийской бригады. С 1868 по 1874 г. состоял законоучителем при 1-м коломенском женском первоклассном училище и при коломенской женской прогимназии. С 1874 г. определен законоучителем и в Коломенскую мужскую прогимназию, оставался законоучителем и по преобразовании ее в полную гимназию. Состоял в этой должности до выслуги установленного срока на пенсию, до 1892 г., пенсия ему выдавалась ежегодно по 400 рублей. В 1874-1875 гг. он был членом Коломенского уездного училищногс совета. С 1896 по 1912 г. состоял уездным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты по Коломенскому уезду. В 1912 г. определен законоучителем в Коломенскую мужскую гимназию. В том же году высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским, назначен настоятелем Успенского собора г. Коломны. Резолюцией высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского, назначен членом уездного попечительства для дела призрения семейств нижних чинов, призванных на действительную службу. В 1869 г. удостоен благословения Святейшего Синода. В 1870 г. награжден набедренником, в 1874 г. скуфьей, в 1878 г. камилавкой, в 1882 г. наперсным крестом, в 1887 г. орденом Святой Анны 3 степени, в 1902 г. саном протоиерея, в 1911 г. орденом Святой Анны 2 степени, в 1915 г. орденом Святого Владимира 4 степени. К 1916 г. о. Николай овдовел, его дети - Анна и Алексей (р. 1879), последний - диакон Иоанно-Предтеченской церкви г. Коломны. В то же время в соборе служил священник Константин Иванович Богословский. В 1916 г. ему было 42 года. В 1894 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию по 1 разряду. В 1895 г. определен учителем Трехсвятской церковно-приходской школы Клинского уезда. В том же году перемещен на должность учителя и законоучителя Мисцевской церковно-приходской школы Гуслицкого миссионерского округа. В 1897 г. посещал курсы церковного пения для учителей церковно-приходских школ. В 1899 г. рукоположен во диакона и переведен к Покровской церкви г. Коломны. В 1900 г. произведен во священника к Богородицерождественской церкви с. Поречье Можайского уезда. С 1900 по 1908 г. был законоучителем Старо-Тяговской церковно-приходской школы. В тоже время состоял законоучителем земской школы с. Поречье. С 1902 по 1908 г. был наблюдателем церковно-приходских школ Можайского уезда. В 1904-1905 гг. исполнял должность духовного следователя Песковского благочиния Можайского уезда. В 1904 г. награжден набедренником. По болезни был за штатом с января 1908 по январь 1910 г. В 1910 г. определен на священническое место к Успенской церкви с. Малино Коломенского уезда (ныне в Ступинском районе). В 1912 г. награжден скуфьей. С 1910 по 1915 г. был законоучителем Малинской женской земской школы. В 1910 г. посещал миссионерские курсы. В 1916 г. определен на священническое место к Успенскому собору г. Коломны, состоял законоучителем 1-го женского градского начального училища. Священник Александр Павлович Самгин, 36 лет, родился в Нижнем Новгороде. В 1900 г. окончил Нижегородскую Духовную семинарию по 2 разряду. В 1902 г. определен учителем Сормовской церковно-приходской школы. В 1908 г. рукоположен во диакона, в том же году во священника, назначен на должность священника для отправления богослужений при церкви Кутузовской женской общины Сормова с причислением к Сормовской Александро-Невской церкви сверх штата. В 1909 г. перемещен в с. Борисово той же губернии. Состоял законоучителем в Борисовском двухклассном и Борисовском женском училищах. В 1910 г. состоял заведующим Юловской церковно-приходской школой. В 1911 г. перемещен на священническое место в с.Ворсино к Феодоровской церкви (Подольский район). В 1911 г. перемещен на священническое место в Коломенский Успенский собор. С октября 1912 г. допущен к исполнению обязанностей законоучителя Коломенского 2-го женского начального училища. В 1913 г. награжден набедренником. С 1916 г. назначен на должность законоучителя министерского двухклассного училища при Коломенском машиностроительном заводе. Жена, Ольга Георгиевна (р. 1880), дочь подполковника Георгия Петровича Щепкина. В 1899 г. окончила Нижегородскую женскую гимназию, с 1900 по 1909 г. была учительницей Сормовской церковно-приходской школы. В семье о. Александра было трое детей. В 1908 г. церковным старостой собора был коломенский купец Михаил Иванович Посохин, 58 лет, в 1913 г. переизбран на новое трехлетие. 21 февраля 1913 г. в Успенском соборе по случаю 300-летия царствования дома Романовых совершил богослужение настоятель Старо-Голутвина монастыря архимандрит Варсонофий (Плеханков). В 1918 г. по просьбе прихожан настоятелем Успенского собора был назначен протоиерей Василий Пробатов (1866-1956). Сначала, как смотритель Коломенского Духовного училища (назначен в 1914 г.), он был приписан к собору сверх штата. В 1887 г. окончил Тамбовскую Духовную семинарию со степенью студента. В 1891 г. - Московскую Духовную академию со званием кандидата богословия, с предоставлением права на преподавание в семинарии и при соискании степени магистра не держать нового устного испытания. В 1893 г. венчался с дочерью настоятеля Успенского собора г. Коломны протоиерея Николая Вележева Анной. В том же году рукоположен во иерея. Священник Пробатов Василий Александрович был законоучителем мужской и женской гимназий, по воскресеньям служил в Успенском соборе и в храме Воскресения Словущего. В 1914 г. назначен смотрителем Коломенского духовного училища (где был сильный состав педагогов, в частности, русский язык преподавал А.А. Пискарев, автор труда «Слава Богоматери»). Отец Василий состоял в этой должности до закрытия училища в 1918 г. В 1916 г. «за оказанные по обстоятельствам военного времени заслуги» возведен в сан протоиерея. К 1916 г. в семье о. Василия было 6 детей. В Успенском соборе развернулся его талант проповедника. Не допуская призывов к неповиновению, он все же твердо обличал сущность безбожной власти, а происшедшее в России рассматривал как Божие наказание, посланное людям для исправления. Отец Василий служил в холодное время в соборе Тихвинской иконы Божией Матери, этот храм отапливался, но почти сразу после Октябрьской революции власти изъяли отопительный котел, и служить приходилось в промерзшем храме. Когда часть коломенского духовенства поддалась соблазну обновленчества, отец Василий остался верен Патриарху Тихону. Ему выпала честь встречать Патриарха в Коломне, он даже говорил приветственную речь. Отец Василий не перешел к обновленцам, но многие настроения обновленчества не были ему чужды, об этом свидетельствует конфликт, который произошел у настоятеля собора с епископом Коломенским Феодосием (Ганецким), вследствие чего в 1926 г. ему было запрещено служение в храмах г. Коломны. Сам о. Василий, вызванный в 1929 г. на допрос в Москву на Лубянку (допрашивали с 27 ноября по 10 декабря, семья и сам священник ожидали самого худшего) так объяснял причину конфликта: «С самого начала 1925 г. у него (епископа Феодосия) с Пробатовым (в протоколе запись велась от третьего лица) начались сильные размолвки, а во второй половине года перешли в крайне натянутые отношения и кончились тем, что в ноябре (владыка) запретил ему священнослужение». Отец Василий полагал, что разрыв произошел «главным образом на почве его (епископа) властолюбия. Он требовал себе рабского повиновения, не терпел возражений, а Пробатов хотел братских отношений. Особенно возмущало то, что он допускал перед собой земные поклонения, и когда он требовал их от него, он в резкой форме отверг это требование, за что и был уволен». «В своих речах владыка резко и настойчиво порицал «живую церковь». Причиной разногласия между епископом и протоиереем Василием было: «расхождение во взглядах на строй и быт церковный. Тот чересчур держался старых форм, старых обрядов и установившегося ритуала. А Пробатов понимал необходимость реформ и приспособления к современным условиям жизни, общественной и политической». Из показаний о. Василия ясно, что он если и официально не примкнул к обновленцам, то стоял на тех же идейных позициях. Показания о. Василий давал в 1929 г., а тогда всем уже было ясно, что «живая церковь» и все «обновленческое движение» запятнали себя сотрудничеством с ОГПУ. В начале 1920-х гг. могло показаться, что Церковь перестанет существовать, и обновленчество победит, Патриарх был в тюрьме, и множество не только священников, но и архиереев примкнуло к обновленцам. В 1923 г., после освобождения Патриарха, многие, осознав свои заблуждения, раскаялись. Они каялись перед прихожанами с амвона, их покаяние выражалось в земных поклонах перед принимающими. Именно поэтому на земных поклонах для уклонившихся в обновленчество настаивал и епископ Феодосии. Некоторое время о. Василий Пробатов служил в Троицком храме с. Щурово, относившемся к Рязанской епархии. Болезненно переживая вынужденный уход от пастырского служения, он начал огромную литературную работу (стихотворное переложение всех псалмов, Евангелий, многих молитв и песнопений). Отец Василий был интересным собеседником, любил жизнь во всех ее проявлениях. Скончался 8 сентября 1956 г., похоронен в Коломне. С 1922 по 1929 г. членом церковного совета и церковным старостой Успенского собора, а затем Коломенской Троицкой церкви, был Вдовин Дмитрий Михайлович, дом купцов Вдовиных (вероятно другой ветви этой же фамилии) на ул. Яна Грунта (Спасской, 4) построен в конце XVIII в. Дмитрий Михайлович родился 3 февраля 1883 г. в Коломне, его родителей звали Михаил Антонович и Любовь Пантелеймоновна. Окончил городское четырехклассное училище. С 1904 по 1906 г. служил в армии писарем. До 1912 г. работал продавцом в магазине, которым владел его брат. С 1912 по 1918 г. сам вел торговлю, имел посудо-москательную лавку в Коломне. 8 мая 1910 г. женился на дочери купца Надежде Ивановне Архиповой. В 1911 г. родился сын Евгений, в 1912 г. - дочь Любовь, в 1918 г. - сын Всеволод. Семья проживала в доме № 28 по Красногвардейской улице. С 1918 г. работал по найму в артели кондитеров. В 1919-1920 гг. служил в Красной армии переписчиком в запасном батальоне Западного фронта. После демобилизации служил в уездном отделе здравоохранения. В 1924-1927 гг. занимался торговлей. В 1926 г., как торговец, лишился избирательных прав, восстановлен лишь в 1936 г. С 1928 по 1932 г. занимался кустарным промыслом - изготовлением решет. Затем трудился на разных коломенских предприятиях. С 1935 г. до ареста в 1937 г. работал в Озерском райпромкомбинате Московской области. По воспоминаниям родственников, он был хорошим семьянином, благочестивым, добрым, мягким, честным, отзывчивым человеком. К нему часто обращались за помощью, и он старался никому не отказывать. Его крестница вспоминала, что каждый приход Дмитрия Михайловича Вдовина к ним в дом был для нее праздником. Очень любил богослужение и церковное пение. Часто брал с собой детей на службу в Успенский собор, приводил их на клирос - хотел, чтобы они пели в церковном хоре. В 1937 г. в Коломне, как и по всей стране, с новой силой возобновились массовые аресты священнослужителей, монашествующих и мирян. 22 августа 1937 г. был арестован и Дмитрий Михайлович, как активный верующий мирянин, бывший в 1920-е годы церковным старостой. На допросе он не скрывал своей православной веры. Был приговорен к 10 годам лагерей. В Дальневосточном лагере он стал инвалидом и 23 июня 1942 г. умер от туберкулеза. В 2002 г. Русской Православной Церковью Дмитрий Михайлович Вдовин прославлен в лике новомучеников и исповедников российских. После окончания трех классов Московской Духовной семинарии к Успенскому собору в сан диакона был рукоположен Бажанов Сергей Петрович. «Священномученик Сергий родился 3 февраля 1883 года в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Бажанова. Он окончил три класса Московской Духовной семинарии и был рукоположен в сан диакона к коломенскому Успенскому собору. В 1918 году диакон Сергий был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 году он был переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Городищи того же уезда, а с 1930 года стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Отец Сергий Бажанов был награжден набедренником, скуфьей, а в 1928 году епископ Коломенский Феодосий (Ганецкий) наградил его камилавкой. В конце двадцатых - начале тридцатых годов власти усилили гонения на Русскую Православную Церковь. В марте 1930 года начальник районного отдела ОГПУ допросил крестьянина из села Городня в надежде, что он даст показания против священника, но тот, ни словом не обмолвившись о священнике, сказал: «Признаю, что 3 марта сего года мое выступление на общем собрании против ссыпа семян в общие амбары вызвало срыв собрания, хотя я не думал, что так случится, и не хотел этого. Также я допускал отдельные высказывания недовольства тем или иным мероприятием. Признаю свои ошибки и, как бывший рабочий, проработавший до 1917 года 30 лет на коломенском и других заводах, - обещаюсь больше никогда этих ошибок не допускать, а помогать советской власти проводить ее мероприятия, и как я боролся с 1917 года за революцию, так буду бороться и теперь за укрепление власти советов». Тогда же был допрошен сторож церкви, в которой служил отец Сергий. Он сказал: «Признаю свою вину в том, что я во время проведения сельсоветом работы по засыпке в общие амбары семфонда выступил на собрании 3 марта против этой засыпки... я признаю, что дня за два до собрания на квартире у священника отца Сергия вечером собрались священник Сергий, Василий Ефимович Карпухин и его жена Марья, я – Михаил Хренкин. Мы разговаривали по поводу сбора семян и о колхозах. Отец Сергий говорил, что советская власть обдирает и душит крестьян, что семена засыпать в общественные амбары не нужно, таким способом советская власть хочет загнать крестьян в колхозы. Мы поддерживали священника, я и Карпухин тоже говорили, что нужно семян не давать. Священник Сергий - личность явно противосоветская, и всегда в разговоре с Карпухиным, у которого он живет на квартире, а также и со мной, когда я прихожу к ним, выявляет свое недовольство тем, что на него наложили 500 рублей налога и 300 рублей самообложения, и по этому поводу он говорит, что советская власть душит не только попов, но и крестьян, облагая их непосильными налогами». В тот же день был допрошен и отец Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не знаю, антисоветской агитации не вел, церковников, антисоветски настроенных, вокруг себя не группировал, никакой работы по разложению колхозов не вел, внушением населению мысли - незасыпки семян в общественные амбары - не занимался. Я выражал недовольство лишь тем, что тяжело платить мне налоги». Священник Сергий Бажанов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Через два дня, 8 марта 1930 года, власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта - в тюрьме в городе Коломне. 18 марта следователь допросил Карпухина, хозяина дома, где жил священник, и тот сказал: «Чистосердечно признаю свою вину в том, что в связи со сбором семенного фонда я действительно говорил, что у нас столько нет земли, сколько спустил сельсовет собрать семян в своих контрольных цифрах. Также подтверждаю показания Хренкина о том, что перед общим собранием по поводу ссыпки семян в общие амбары у меня в доме были гражданин Хренкин, священник Сергий Бажанов, я и моя жена Марья; разговаривали о ссыпке семян и о колхозах. Священник Бажанов говорил: «Налоги тяжелые, не только попов, но и вас, крестьян, душат этими налогами». В отношении семян он говорил: «Семена ссыпать не стоит, и вы от ссыпки воздержитесь, семенами коммунисты хотят вас загнать в колхозы. Вы семян не ссыпайте и предупредите других». Хренкин, поддерживая священника, говорил, что «эти семена пахнут колхозами». Кроме крестьян, которые не ходили в храм, были допрошены и верующие крестьяне. Старушка Анна Ивановна Журавлева, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Несколько дней тому назад, число и день не помню, гражданка нашей деревни Прасковья Демова, живущая напротив моего дома, увидев меня на крыльце, позвала к себе и сказала, что нашего батюшку забрали, пойдем к Медведевой и узнаем, за что его взяли. По пути следования к нам примкнуло еще несколько женщин, и мы, пригласив Медведеву, церковную старосту, пошли в сельсовет узнать о причине ареста. В сельсовет мы пришли, но нам там ничего не сказали, и мы ушли по домам, погоревав о батюшке. Батюшку нам было жаль, потому что некому будет нас схоронить». Вслед за этим была допрошена Мария Кузьминична Медведева, и она, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Я состою членом церковного совета со времени открытия церкви в селе Городня около двух лет тому назад. Со священником Бажановым жила всегда дружно. Недовольств с его стороны на советскую власть никогда не слышала. Обычно он всегда советовал нам власти подчиняться, заявлял, что в такое время живем и надо терпеть. Когда батюшку забрали, я его очень жалела, думая, что его арестовали понапрасну. Дня четыре или три тому назад ко мне в дом пришли Лукерья Кузьминична Зимина и Анна Журавлева и стали посылать меня в совет узнать, за что взяли нашего батюшку. Я идти одна отказалась, и мы все трое пошли в совет, а в пути к нам присоединилось еще около семи женщин, и мы, придя в совет, хотели узнать причину его ареста, но нам этого не сказали, и мы разошлись по домам». Старик-фельдшер, которого обвинили в близком знакомстве со священником, лаконично ответил следователю: «Личного знакомства со священником Бажановым я никогда не имел. О его антисоветской агитации против засыпки семян ничего не знаю. Больше показать ничего не могу». После допросов свидетелей вновь был допрошен отец Сергий. Он сказал следующее: «Виновным себя ни в чем не признаю, никакой антисоветской и антиколхозной агитацией не занимался... Когда я был на квартире у себя и разговаривал с квартирным хозяином, я действительно жаловался на большие налоги, наложенные на меня, но о налогах вообще, и о колхозах, и о жизни крестьян я не говорил, и никаких советов я никому не давал». После всех этих допросов следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник будто бы «с 1930 года вел систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией и советской властью мероприятий в деревне, благодаря его внушению в селе Городня было сорвано создание семенного фонда к весенней посевной кампании 1932 года». 3 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь на допросе стал спрашивать об аресте священника в 1932 году. - В 1932 году вы вели контрреволюционную агитацию против колхозного строительства? - спросил он. - Подтверждаете ли это? - Этого я не подтверждаю, - ответил священник. - В 1936 году среди колхозников вы вели контрреволюционную агитацию? - Этого я не признаю. - В мае 1937 года вы среди колхозников вели контрреволюционную агитацию на религиозные темы? - Этого я не подтверждаю. 25 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 30 июня 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области. В августе 2000 года Сергий Петрович Бажанов был причислен к лику святых». В 1929 г., после ареста епископа Коломенского Феодосия (Ганецкого), собор был закрыт, разорен и разграблен, могилы коломенских архиереев осквернены. По показаниям во время следствия по делу епископа Феодосия среди прихожан собора было разделение на сторонников епископа, стоявших за церковную старину, - большинство, и сторонников настоятеля, протоиерея собора Сергия Орлова: «Видя и слыша среди граждан г. Коломны открытые и провокационные выступления и учитывая характер и последствия их, я лично (протоиерей Сергий Орлов) не один раз обращался к епископу с просьбой установить на богослужении синодскую формулу поминовения гражданской и церковной властей, но он резко отказал мне в этом... следствием того произошел между нами разрыв и получился раскол: с одной стороны сторонники епископа Феодосия, восхвалявшие его как поборника православной веры, стойко стоящего на своем и противящегося поминать нечестивую власть, с другой стороны те, которые не пошли за ним». В 1989 г. Успенский собор возвращен верующим. Началось его восстановление. При соборе основаны православное братство Святого благоверного князя Димитрия Донского, воскресная школа, благотворительная столовая, выходит ежемесячная газета «Благовестник». 29 августа 1999 г., по окончании восстановительных работ, состоялось освящение Успенского собора Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Ежегодно со 2 декабря 1994 г. в Коломне совершается празднование памяти святителя Филарета (Дроздова). Торжества на родине святителя возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В 2003 г. владыка Ювеналий обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой о перенесении частиц мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой Лавры в Коломну. Утром праздничного дня ковчег с мощами был перенесен крестным ходом в Успенский собор. Частицы мощей переданы в Успенско-Брусенский монастырь и в храм Духовной семинарии". Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Успенский кафедральный собор (г.Коломна)

Адрес: г. Коломна, ул. Лазарева, д. 14   Схема проезда
Телефоны: (496) 612-20-94, 614-45-46
Вы можете помочь...

Фотографии:

· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться



























Документы:

· АРХИВНЫЕ ДЕЛА ·

ПАСПОРТ
Успенский кафедральный
собор
ЧЕРТЕЖИ
Успенский кафедральный
собор
ИКОНА
БОГОМАТЕРЬ
ДОНСКАЯ
ИКОНА
УСПЕНИЕ
БОГОМАТЕРИ

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты