Село Боброво известно с XVI в. В настоящее время территория с.Боброво является частью обширной территории ОАО «Коломенский завод». Второе название Боброву (Всехсвятское) дала Церковь Всех Святых, построенная в середине XVIII в. Beтхий однопрестольный Храм хранил немало древних вкладных икон и утвари. Особую гордость причта составлял антиминс, освященный в 1791 году коломенским епископом Афанасием (Ивановым). В XIX - начале XX в. храм несколько раз перестраивался и расширялся. С основанием Коломенского машиностроительного завода Храм стал приходским и для жителей заводского поселка. В 1862 г. вступила в строй железная дорога от Москвы по станции Голутвин, этот участок строил отставной военный инженер Аманд Егорович Струве (1835-1898). В 1850-х гг. он окончил Военное инженерное училище и академию в Петербурге, совершенствовался в специальности за границей. В 1857 г. вышел в запас в чине штабс-капитана и стал работать на инженерных должностях на постройке казенной Московско-Нижегородской железной дороги. В 1860 г. перешел в частное Общество Московско-Саратовской железной дороги. Оно обанкротилось в 1863 г. Строительство дороги продолжило частное Общество Московско-Рязанской железной дороги, главой которого избрали инженера путей сообщения К.Ф. фон Мекка. Как подрядчик А.Е. Струве построил железнодорожный мост через Москву-реку. Но встала задача гораздо более сложная - мост через Оку. Струве взялся за дело, у с.Боброво он организовал мостовые мастерские (1863), где начал изготовление металлических конструкций мостов. Вскоре мастерские расширились до большого завода. Это первое предприятие подобного рода в России, до Струве все металлические мосты строились из заграничных деталей.
В 1865 г. управлять заводом стал старший брат Аманда Егоровича, специалист по фортификации Густав Егорович Струве (1834-1882), остававшийся на этой должности до своей кончины. Вслед за коломенским мостом, по проекту А.Е. Струве и из деталей, изготовленных на его заводе, были построены мосты в Серпухове, Киеве, Кременчуге. По окончании строительства Александровского моста в Петербурге А.Е. Струве был произведен в генерал-майоры. На Коломенском заводе изготовлены части металлических мостов в Москве (Бородинского, Краснохолмского, Москворецкого и Крымского), налажено производство товарных вагонов и платформ. В 1869 г. изготовлен первый паровоз, который рабочие несколько сотен метров протащили волоком до станционных путей Голутвина. К 1916 г. построено 5000 паровозов. В 1880-е гг. завод выпускал локомобили, речные суда, в том числе танкеры. В 1892 г. разработаны и изготовлены первые в России трамваи (по заказу городских властей Киева). С 1902 г. Коломенский завод начал выпускать двигатели Дизеля. В 1907 г. к колесному буксиру «Коломенский дизель» впервые в мире применен термин «теплоход». На Всероссийских выставках 1870,1882 и 1896 гг. продукция завода удостоена высшей награды. Завод получил
право изображения на своей продукции государственного герба. В 1871 г. учреждено инженер-полковниками А.Е. и Г.Е. Струве, а также германским подданным московским купцом Антоном Ивановичем Лессингом акционерное «Общество Коломенского машиностроительного завода» - одна из ведущих акционерных фирм в металлообрабатывающей промышленности Российской империи… На Всемирной выставке 1900 г. в Париже продукция также удостоилась Гран-при. В 1903 г. на заводе был изготовлен 3000-й паровоз. Причтом Всехсвятского храма с. Боброво был отслужен молебен, на котором присутствовали министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков, директор завода Н.К. Антошин, другие официальные лица, инженеры и рабочие, настоятель Всехсвятского храма о.Иоанн Виноградов окропил паровоз святой водой.
В 1879 г. на заводе работали 2500 человек, в начале XX в. уже 7500, в 1915 г. - 12000. В 1914-1918 гг. предприятия акционерного общества Коломенского машиностроительного завода изготовляли зарядные ящики, двуколки, походные кухни и др. военную продукцию. В 1915 г. акционерным обществом у товарищества «Эмиль Липгарт» был приобретен Бачмановский завод, расположенный в непосредственной близости от Коломенского машиностроительного завода. В 1916 г. на его базе налажено производство взрывателей и гранат…
Дирекция в год основания завода открыла льготную продуктовую лавку, назначением которой было доставлять продукты и промышленные товары хорошего качества и по возможно низким ценам. В заводском поселке почти все дома были деревянными, деревянным было и пожарное депо, только здание конторы - каменным. Строились казармы (общежития для одиноких) и дома для семейных рабочих, многие инженеры жили в Коломне в собственных домах. Были построены: лазарет, аптека, позднее больница. В 1908 г. рядом с больницей в деревянном доме Обществом попечения о бедных при Коломенском машиностроительном заводе был создан родильный приют. Он содержался за счет Общества попечения о бедных, капитал которого складывался из членских взносов и пожертвований.
В 1914 г., при увеличении дотации от завода, бесплатную помощь при родах получали жители с. Боброво и окрестных селений. Для нужд завода основано техническое училище (в 1869 г. Г.Е. Струве сообщил Коломенской земской управе: «Вследстие переговоров, бывших между мною и председателем управы Г.П. Львовым, имею честь объяснить управе, что я изъявляю полное согласие на устройство на наш счет при нашем заводе училища для образования практических мастеров по тем ремеслам, которые имеются при нашем заводе. При этом в училище, устроенное на счет завода, мальчики от коломенского земства будут приниматься бесплатно. В училище будут преподаваться воспитанникам те из наук, которые наиболее необходимы для образования практических мастеров. С этой целью ученики половину дня будут проводить в классных занятиях, а другая половина будет посвящена работе в мастерских завода. За работу завод будет уплачивать мальчикам известную плату, соответствующую возрасту и успеху учеников. Содержание же воспитанников должно быть на счет земства». В то время это было лучшее в Московской губернии техническое училище. Курс (арифметика, русский, география, геометрия, черчение, Закон Божий, в немецком отделении - немецкий язык) учащиеся проходили за 4 года. В 1893 г. училище было преобразовано в двухклассное с 5 группами, было расширено и отделение для девочек - одноклассное училище с 3 отделениями. К началу XX в. в училище обучалось 250 мальчиков и 90 девочек. Для училища было построено новое здание. Обучение было бесплатным, на содержание училища завод тратил в год до 12 000 рублей. Грамотность на заводе была одной из самых высоких в России (от 75 до 90%), только среди рабочих - 66,4%. Был открыт рабочий клуб с библиотекой. В 1898 г. построен театр. В 1897 г. на торжественном обеде в честь 25-летия учреждения акционерного общества Коломенского машиностроительного завода директор-распорядитель Аманд Егорович Струве объявил, что, принимая во внимание отсутствие как на заводе, так и в Коломне культурно-просветительных учреждений, он из своих личных средств ассигнует 25000 руб. на построение при заводе театра. Один из главных акционеров, член правления, а позднее директор-распорядитель Антон Иванович Лессинг ответил на инициативу взносом в 10000 руб. А.Е. Струве принадлежала инициатива основания и Общества народных развлечений, базой для которого и стал театр. Деревянный театр с зрительным залом на 750 мест был открыт в 1898 г. По воскресеньям и праздничным дням, большей частью в зимнее время, в театре шли спектакли в постановке местных любителей и московских артистов (театра Корша и Художественного). По окончании спектакля устраивались танцевальные вечера. В театре духовенство Всехсвятского храма проводило народные чтения, сопровождавшиеся показом «туманных картин» (слайдов). Летом спектакли и концерты проходили на открытой эстраде, на площади перед театром устраивались народные гуляния. В 1901 г. «для организации досуга и самообразования рабочих» была открыта бесплатная народная читальня. При заводе было организовано общество потребителей (кооператив), имевшее свою лавку. Труд квалифицированных работников оплачивался хорошо, для пособий, ссуд и пенсий была основана вспомогательная касса.
В 1880 г. архитектор Федор Карлович Мельгрен (1836-?) построил новую трапезную Всехсвятской церкви в с.Боброво. Ф.К. Мельгрен в 1869 г. окончил Императорскую академию художеств со званием классного художника архитектуры 1-й степени и был направлен в Коломну для строительства заводов и железнодорожных сооружений.
10 июня 1882 года скончался директор-распорядитель Коломзавода инженер-генерал-майор Густав Егорович Струве. В знак особых заслуг перед русской православной церковью лютеранин Г.Е. Струве был похоронен в ограде заводской Церкви. На памятнике была помещена эпитафия: «Ты жизнь свою нам посвятил и память вечную оставил». Также у Церкви Всех Святых 5 марта 1915 г. был похоронен Сергей Густавович фон Струве. Похоронили его рядом с могилами отца и матери. Погребение сопровождалось воинскими почестями…
К концу XIX в. возросло в несколько раз число прихожан Всехсвятского храма с.Боброво, поэтому в 1892 г. епархиальным начальством разрешено было пристроить к храму теплый придел. В 1894 г. стараниями администрации завода выстроен новый пятиглавый кирпичный Храм Всех Святых с приделом Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Вот что сообщали «Московские церковные ведомости» № 9 от 26 февраля 1894 года: «6 февраля 1894 года совершено «великое» освящение отделанного древнего храма во имя Всех Святых, что в селе Боброве Коломенского уезда. Усердием и старанием местного старосты Ивана Макаровича Селивановского и служащих на машиностроительном заводе генерала А. В. Струве устроен новый престол, вместо пришедшего в ветхость, иконостас, имеющий 6 ярусов, вызолочен, а стены храма украшены живописью. Накануне освящения храма было отслужено Всенощное бдение, которое, как и самое освящение храма и литургию, совершал местный благочинный соборно с местным причтом и др. Пел хор из служащих на заводе Струве, который прекрасно исполнил несколько пьес Турчанинова, Бортнянского и Чайковского. Усердием тех же жертвователей, при участии того же церковного старосты, в 1893 году сооружен при этой церкви придел во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (освящен 2 мая того же года)».
К началу XX в. церковь с.Боброво, в приходе которой находился Коломенский машиностроительный завод, уже не могла вместить всех желающих помолиться. Только рабочих и служащих на Коломенском заводе было 10000 человек. Правление завода решило церковь перестроить и расширить. Осуществил эту работу директор-распорядитель общества Коломенского завода, инженер-технолог, инженер путей сообщения Н.К. Антошин. В 1902 г. была заложена и 5 октября 1903 г. освящена новая пристройка к Всехсвятской церкви, по величине своей превосходящая старый храм. Перестройка была исполнена по проекту академика архитектуры Семена Николаевича Лазарева-Станищева (1863-1912). Руководил работами инженер путей сообщения А.В. Маслов, ему принадлежала оригинальная конструкция шатров крыши, барабана и купола. На его чертеже надпись: «Для сокращения расходов по сооружению вышеозначенной пристройки принято 1) что большая средняя главка будет поставлена на металлическую конструкцию, расчет которой приложен к проекту, и 2) что все сводчатые покрытия будут выполнены из железобетона на железных каркасах по системе Монье». Перестройка обошлась правлению Коломенского завода в 90000 рублей, включая металлические конструкции купола, устройство калориферного отопления и наружную позолоту куполов, не считая внутренней отделки храма.
С 1888 г. причт церковный состоял из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. В 1897 г. при храме служил священник Иоанн Феофилактович Виноградов (59 лет). В 1860 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда. В 1862 г. рукоположен ко храму Погоста Подболотского в Дмитровском уезде, в 1864 г. переведен ко храму с. Ивановского Богородского уезда и в 1878 г. - на настоящее место. С 1887 г. был законоучителем в училище при Коломенском машиностроительном заводе. У о.Иоанна и его жены Анны Семеновны было пятеро детей. Их дочь Ольга в 1897 г. поступила в Московскую консерваторию, бросила учебу, увлеклась революционной работой (была соратницей Ленина), в 1913 г., в возрасте 31 года, умерла от перитонита. Ее брат Сергей, начальник станции Ашитково, расстрелян 19 декабря 1905 г. за содействие боевой дружине машиниста Ухтомского, который создал боевую дружину в 200 человек, оборудовал специальный поезд для переброски дружинников в Москву. На станциях дружинники разоружали полицию, задерживали воинские эшелоны, шедшие с Дальнего Востока, участвовали в боях на улицах Москвы. Они были вытеснены из Москвы, и для их захвата на Казанскую железную дорогу были направлены 6 рот Семеновского полка под командой полковника Римана.
Вторым священником Церкви Всех Святых был Никифор Семенович Платонов, сын крестьянина. Он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда, работал воспитателем при училище церковного пения при Московском Синодальном хоре. В 1888 г. рукоположен во священника ко храму с.Боброво. С 1891 г. - законоучитель училища при Коломенском машиностроительном заводе. В 1910 г. открыл школу в с.Боброве. В 1911 г. был законоучителем в технических воскресных классах, с 1913 г. - учителем пения в церковно-приходской школе с.Боброво. Диаконом в это время служил Николай Федорович Соловьев (у о.Николая и его жены Юлии Яковлевны в 1893 г. родился сын Николай, который в 1915 г. окончил Вифанскую семинарию), псаломщиком - Владимир Митрофанович Орлов.
В 1911 г. ко храму с. Боброве переведен священник Солнцев Аркадий Сергеевич (в 1916 г. ему 51 год). Он был законоучителем в двухклассной министерской школе Коломзавода, законоучителем церковно-приходской школы, попечителем Троице-Озерковской церковно-приходской школы. Аркадий Сергеевич рано овдовел и воспитывал четверых дочерей один. Известно, что самая младшая из них была удочерена. К храму вела широкая мощеная дорога, по одну сторону которой находились цеха горячей и холодной обработки металла, а по другую - «лесной двор» и вагоносборочная мастерская. Вокруг храма сохранялось сельское кладбище, кругом уже в начале XX в. стояли заводские корпуса.
В 1905 г. директором завода становится Алексей Павлович Мещерский (1867-1938). Алексей Павлович происходил из дворянского рода, потерявшего некогда княжеский титул. Родился в 1867 г. в имении Долгушка Смоленской губернии. Окончил военный корпус, затем, в 1890 г., Горный институт. С 1891 г. работал инженером в Обществе Коломенского машиностроительного завода, с 1896 г. - старший инженер, с 1905 г. - член правления и директор-распорядитель. Не позднее 1914 г. получил чин статского советника. В 1912 г. он был одним из тех, кто сумел объединить Коломенский завод с Сормовским, был техническим и финансовым руководителем объединенного предприятия. Летом 1917 г. он вел переговоры с Н.А. Второвым об объединении Коломенского, Сормовского и Белорецких заводов с Донецко-Юрьевским обществом машиностроительных заводов. В 1905-1915 гг. участвовал в организации и работе 1-9 съездов представителей промышленности и торговли, с 7 марта 1917 г. - товарищ председателя Совета съездов представителей металлообрабатывающей промышленности. После Февральской революции 1917 г. (с апреля) был членом негласного комитета представителей банков и страховых обществ, созданного по инициативе А.И. Путилова, А.И. Вышнеградского, Н.Н. Кутлера и других для сбора средств «на поддержку умеренных буржуазных кандидатов в Учредительное собрание». В июне 1917 г. был товарищем председателя Совещания представителей промышленности и торговли в Петербурге, вошел в состав Особого комитета защиты промышленности. После октября 1917 г. фактически возглавил работу Совета съездов. Мещерский был против всеобщего локаута, потому что признавал необходимость государственного контроля над промышленным производством и сначала считал возможным сотрудничество с советской властью. Он выступил за принятие резолюции Совета съездов о необходимости продолжать работу промышленности. В ноябре 1917 - апреле 1918 г. Мещерский вел переговоры с советским правительством о создании «гос-капиталистического треста» машиностроительных, металлургических и вспомогательных заводов на базе объединения «Коломна-Сормово». При национализации предприятий в июле 1918 г. покинул Петроград, жил в Финляндии, с 1920 г. - во Франции. С середины 1920-х гг. вместе с А.И. Гучковым, С.Г. Лианозовым, Э.Л. Нобелем, С.Н. Третьяковым, П.П. Рябушинским и др. входил в руководство Российского торгово-промышленного и финансового союза (Торгпром). Во Франции, однажды, по рассказу его дочери Н.А. Кривошеиной-Мещерской, советский агент предложил ему вернуться в Советскую Россию и стать «во главе всей промышленности». По всей вероятности, Алексей Павлович мог бы руководить русской промышленностью, но именно таких людей, опытных и образованных, и убивали в первую очередь. Мещерский не вернулся и потому остался жив, «работал по электронике», продавал телефоны в Китай. Он умер в ноябре 1938 г. Его дочь считала, что он не смог перенести «мюнхенских событий». Алексей Павлович понимал, что война неизбежна, и все повторял: «Неужели еще раз пережить полный крах всего? Нет, на это уже нет больше сил!»
К церкви с.Боброво была приписана каменная часовня в д.Сергиевские Выселки.
Наступил 1917 год. События развивались непредсказуемо, как в кошмарном сне, две революции обернулись голодом уже в конце года, хлебный паек с 1 фунта (около 400 г.) в начале октября снизился до трех четвертей фунта. Коломенский уездный комиссар сообщал губернскому: «Запасы муки, имевшиеся у городского и уездного продовольственных комитетов, истощились, взято около 300 пудов в монастыре. Кормить жителей больше нечем». Не было топлива, остановился водопровод. От 43026 человек в 1917 г. население Коломны (вместе с пригородом Боброве) уменьшилось к 1920 г. до 20887. В декабре 1917 г. возбужденная толпа коломенцев штурмовала здание исполкома Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и была расстреляна и рассеяна подоспевшим отрядом Красной гвардии. Положение на Коломенском машиностроительном заводе весной-летом 1918 г. раскрывается в статье Ю.В. Аксютина «Стачки и беспорядки в рабочих центрах Подмосковья летом 1918 г.» (Сб. «История Московского края». М., 2008): «Недовольны были и рабочие Коломенского машиностроительного завода. И Брестским миром, и продовольственным неблагополучием. И чтобы недовольство их не смогла использовать в своих политических целях довольно сильная здесь политическая оппозиция, 25-26 мая Коломенская ЧК арестовала лидеров местных меньшевиков, «возбуждавших массы на почве голода против советской власти». Их клуб был закрыт и опечатан. В понедельник 27 мая многие рабочие не вышли на работу и потребовали освободить арестованных. Но в Совете их делегаты также были арестованы. Лишь после повторной телеграммы из Москвы последовало освобождение всех их «до суда». Забастовщики возобновили работу. А уязвленный своим поражением уездный Исполком (УИК) нашел «целесообразным ходатайствовать о закрытии завода». 29 мая вопрос о событиях в Коломне возник на заседании ВЦИКа. Лидер РСДРП Мартов сказал: «Целый завод встал на борьбу с советской властью по поводу попыток арестовать членов нашей партии». Ему возмущенно ответил большевик Сосновский: «Мы мобилизуем силы, а в тылу у нас Мартовы в Коломне устраивают забастовки...» Назвав организаторов и участников этой акции черносотенцами, он пригрозил: «Мы сделаем второй шаг!.. Мы должны будем обезопасить свой тыл, чтобы оградить созданную армию от этих предателей...» - «Здесь сказали, что бастуют черносотенцы, - прервал его Дан. - Мы с товарищем Мартовым не бастуем, а бастуют десятки тысяч коломенских рабочих, сплотившихся против того режима, который с необычайной дерзостью называет себя рабочим». 5 июня состоялось чрезвычайное собрание уполномоченных от рабочих Коломенских заводов. Так как эти уполномоченные собирались противопоставить себя Совету рабочих депутатов, они начали свою деятельность в нарочитом присутствии своих избирателей, которых набралось 2 тыс. человек. Обсуждался вопрос о голоде. Вся вина за него возлагалась на Совнарком. Решено было выразить ему недоверие, «главным образом, его продовольственной политике и затеянной им гражданской войне в деревне». Был также одобрен наказ делегации от Чрезвычайного собрания уполномоченных от фабрик и заводов Петрограда к москвичам, заканчивающийся призывом «в смертный час революции собраться на всероссийский рабочий съезд». Для участия в работе по его созыву в Москву было решено направить делегатов». 29 июня 1918 г. было создано Бюро по созыву Рабочего съезда Центральной и Северной областей. В создании Бюро участвовал представитель бюро уполномоченных Коломенского завода меньшевик Кац. 6 июня в Озерах Коломенского уезда (ныне центр Озерского р-на Московской обл.) рабочие избили членов местного совета за взяточничество и за то, что они во время голода организовали для себя отдельное снабжение и ни в чем не нуждались, рабочие, которые хлеба не видели уже больше месяца, нашли бычьи внутренности, прикопанные у помещения совета. В это же время в Озеры приехали уполномоченный от рабочих коломенских заводов С. Горбатов и член делегации питерских уполномоченных Смирнов. Они были тут же арестованы, но вскоре освобождены возмущенными рабочими озерских фабрик. Уполномоченные уговаривали озерцев воздержаться от погромных действий, но увещевания успеха не имели. Озерский совет был подожжен, возникла перестрелка с прибывшими из Коломны красноармейцами, которая продолжалась до наступления темноты. Начались повальные аресты. 20 октября 1918 г. Московский губернский трибунал вынес смертные приговоры Горбатову и трем озерским рабочим. Защита указывала на несовершеннолетие Горбатова, политический Красный Крест ходатайствовал о смягчении приговора или помиловании, но все было тщетно. 31 декабря все четверо рабочих были расстреляны. 19 июня забастовали все 12000 рабочих Коломенского машиностроительного завода. К забастовке привели голод, слухи о намерении властей закрыть завод и известие об аресте в Озерах коломенского уполномоченного от рабочих, меньшевика С. Горбатова. Состоящее из большевиков правление Коломенского отделения Союза рабочих-металлистов вынуждено было сложить свои полномочия. 28 июня был избран новый состав правления Союза металлистов. Он состоял из меньшевиков. В конце июня был переизбран и Коломенский совет рабочих депутатов. В новом составе совета были меньшевики, эсеры, беспартийные и только один большевик. На Коломенский машиностроительный завод прибыли члены ВЦИКа Бухарцев и Андреев. В своем докладе ВЦИК и ЧК они писали: «На заводе работает много крестьян, которые и составляют ненадежный кадр. Ввиду того, что Коломенский машиностроительный завод главным образом строит вагоны и паровозы, необходимо заменить ненадежных рабочих рабочими из Москвы и Петрограда». Члены Уездного исполкома были убеждены в необходимости принятия самых радикальных мер против рабочих Коломзавода, вплоть до локаута и массовых репрессий. 9 июля Коломенский УИК, придя к выводу, что «погромное настроение среди некоторой части рабочих (вследствие постоянного митингования) гибельно отражается на состоянии промышленности в данном районе», решил «арестовать саботажников» и «после временного закрытия завода произвести чистку от вредного элемента». Последовал разгром местной социал-демократической организации, многие депутаты и профсоюзные работники были арестованы или должны были срочно покинуть завод. Совет рабочих депутатов не был допущен к работе. Провести новые выборы в совет большевики решились только через полгода. Террор укрепил власть большевиков, но не решил экономических проблем, в стране оставались разруха и голод... В 1920 г. на Коломзаводе работали 2680 человек, в 5 раз меньше, чем в начале революции. В 1918 г. Коломзавод был национализирован, Храм на его территории в соответствии с декретом об отделении Церкви от государства полагалось закрыть. Первый «красный директор» М.Е. Урываев, несмотря на то, что в 1919 г. ВЦИК и Моссовет разрешил закрыть церковь с использованием здания под приют или богадельню, не спешил с принятием решения, потому что оно могло вызвать возмущение рабочих. 29 апреля 1922 г. из Всехсвятской церкви, как и из всех в городе и районе, были изъяты предметы из драгоценных металлов, составлен протокол: «Начальником отдела Управления Коломенского Уисполкома А.Р. Паршиным на основании предписания Президиума Коломуисполкома от 29 апреля 1922 г. за № 196 было изъято из Всехсвятской церкви с. Боброва серебряный венок, возложенный на могилу Струве, весом четыре с половиной фунта. Изъятие происходило в присутствии священника А.О. Антонова, В. Белокурова и секретаря милицейской ячейки РКП тов. Н. Волкова, больше ничего». В 1922 г. церковь отрезали от внешнего мира, разрешив верующим проходить в нее только через заводские проходные, одновременно запретили хоронить умерших на старом кладбище, площадь которого отвели под топливный склад.
Вот что сообщала газета «Коломенский рабочий», № 41 от 8 августа 1924 г.: «Рабочие семи цехов Коломенского завода постановили: «Церковь никакой пользы не приносит, и туда ходят одни старухи в количестве 15 человек, а посему считаем, что ее нужно отдать под столовую». Итоги голосования: Медно-литейный цех за – 35, против – 3. Служащие главной конторы: присутствовали 280 человек, воздержались – 3, против – 10. Модельный цех – целиком не возражал против взятия церкви под столовую».
11 октября 1924 г. на завод приехала Мария Ильинична Ульянова. В том же месяце церковь закрыли. В ее защиту верующие с.Боброво и рабочие Коломенского завода направили два письма во ВЦИК (орфография и пунктуация сохранены): «В октябре 1924 г. постановлением Моссовета и утверждением ЦИК была закрыта церковь в с.Боброво Коломенского уезда. Несмотря на поданные протесты верующих в Моссовет со списком более 1000 подписей лиц верующих, и в ВЦИК со списком более 2000 подписей, позднее в ноябре было подано заявление Главному Прокурору Республики. Мы верующие не получили ни какого надлежащего и непосредственного ответа на эти протесты. И самый факт решения о закрытии нашего Храма прошел без участия лиц верующих. Мотивы закрытия храма были таковы, якобы все рабочие Коломзавода нуждаются в столовой и что храм единственное подходящее здание для столовой, но факты показали другое, столовой пользуется только незначительная часть работающих на заводе 7-8 % всех работающих причем столовая ежемесячно имеет убыток около 500 рублей в виду чего Дирекция решила закрыть столовую находящуюся в нашем храме а сам храм сломать и на его месте построить чугуно-литейную мастерскую как видно из доклада директора тов. Мирошина на конференции рабочих 14-15 января сего 1926 г. Находя что сломка Храма сильно оскорбит религиозное чувство верующих, тем более верующих нас рабочих Коломзавода где мы отдали всю свою жизнь, все свои силы и труды, а также и умершие похороненные около храма рабочие, которые также отдали все свои силы заводу и уничтожение этих могил оскорбит память похороненных в них труженников рабочей семьи и также отношение к рабочим, отдавшим и отдающим всю свою силу и энергию на закрепление Металопромышленности, со стороны дирекции и власти подавить окончательно всякую энергию и охоту к труду, не видя поддержки со стороны власти в нуждах работающих, к той её части верующих, которым дорог как завод, а также и храм, как древнейшая Святыня, и дороги Могилы как память о своих родных. При этом надо принять во внимание, что закрытие храма было как Моссоветом, так и ВЦИК, разрешено только имея ввиду благотворительные цели... с чем мы, хотя и с болью в сердце, но все-таки примирились... кроме того в резолюции Моссовета было ясно указано, чтобы столовая была построена с расчётом не повредить живопись, и вопреки такой резолюции со стороны заводоуправления мы видим... что... оно имеет намерение сломать самый храм... и тем самым обнаруживает неуважение к Религиозным чувствам верующих как рабочих, так и служащих завода, и таким отношением дискредитирует самою власть... Мы, верующие... обращаемся в ВЦИК с просьбой... передать этот храм в арендное пользование общины верующих... причем вменить в обязанность заводоуправлению... по возможности восстановить его в прежнем виде, поставить иконостас в храме, поставить кресты на храме и повесить колокола... После чего община верующих... увидя со стороны власти отзывчивое и справедливое отношение к просьбам, отдадут все свои силы к труду на благо и процветание нашей Страны, ибо Религия основана на учении Иисуса Христа, является не тормозом в прогрессе, а скорее способствует прогрессу т.к. истинные последователи Христа есть друзья общества, Государства и всего человечества, имея в основе своей учение о взаимном уважении, любви и братстве, ведущее к равенству всех людей... 10 июня 1926 г. Писал рабочий Павел Иванович Аксёнов». Два письма во ВЦИК и письмо в Главнауку были найдены при разборке старого дома в с.Боброво. Трудно сказать, были ли отправлены эти письма, но к ним приложены листки с подписями, указаниями лет и адресов множества подписавшихся...
На плане 1872 г. хорошо видна улица, ведущая к Храму Всех Святых, обозначенная как «Улица к р.Москва». На плане четко отмечена и церковная земля, где находился Храм и кладбище. В недалеком прошлом жители Коломны и Боброво могли спокойно проходить по широкой мощеной улице к Храму Всех Святых и сельскому кладбищу. В 1922 г. церковь отрезали от внешнего мира - заводское начальство предложило верующим ходить в Храм через заводские проходные, одновременно запретив хоронить умерших на старом кладбище. Территорию кладбища отвели под топливный склад, а в октябре 1924 г. церковь была закрыта.
Протоиерей Олег Пэнэжко в книге «Храмы и монастыри г.Коломны» пишет (со ссылкой на Маевского И.В.), что Всехсвятская церковь была взорвана в 1-й половине 1940-х гг., но эта дата уничтожения Церкви не соответствует действительности. Сохранились фотографии Храма Всех Святых, сделанные в 1960 г., а также архитектурно-археологический обмер и зарисовки Церкви (28.06.1960). Но главным доказательством существования Церкви Всех Святых летом 1960 г. является переписка руководства завода в лице директора Пашина В.Н. с Управлением культуры исполкома Мособлсовета в лице начальника Управления Н.Ликовенкова (скан документа размещен на сайте). Руководство завода 20.06.1960 г. направило запрос в Управление культуры исполкома Мособлсовета на получение разрешения на разборку церкви. 4.07.1960 пришел ответ (скан документа размещен на сайте), в котором говорится «… директору завода тов. Пашину В.Н. ст. Голутвин Моск. Рязанск. жел. дор. На Ваш № ОТЗ - 171 от 20/VI-60 г. Управление культуры исполкома Мособлсовета сообщает, что разрешение на разборку церкви, находящейся на территории завода, может быть выдано при условии если заводом за свой счет будет произведен полный архитектурно-археологический обмер и исследование здания, научно-техническое описание и исчерпывающая фотофиксация, а также изготовление модели памятника архитектуры в целом и изъятие наиболее ценных архитектурных деталей для помещения в музее. Все вышеуказанные работы, согласно инструкции о порядке учета и регистрации содержания и реставрации памятников архитектуры от 14 октября 1948 года должны проводиться высококвалифицированными специалистами, а материалы исследования утверждены в Областном Управлении культуры. Необходимо сделать: а) архитектурно-археологический обмер; б) документальное фотографирование; в) зарисовки. А. Архитект.-археологический обмер: Задачей обмера памятников является получение исчерпывающего материала, фиксирующего современное состояние памятника и результаты его исследования в натуре. В итоге обмера памятника архитектуры требуется получение чертежей, полностью характеризующих объем, конструкцию, а также наружное и внутреннее декоративное убранство памятника и чертежи раскрытий и зондашей, произведенных на памятнике. Примечание: В памятниках архитектуры, имеющих живопись, мозаики, изразцовые украшения, необходимо произвести схематический замер сюжетов композиций и орнаментов. Масштабы обмерных чертежей принимаются: для планов, разрезов и фасадов 1:50 нат. величины, для фрагментов фасада и интерьеров 1:20, для деталей от 1:10 до натуральной величины в зависимости от сложности детали. Примечание: В случае значительных размеров обмеряемого объекта и простого архитектурного решения масштаб 1:50 может быть заменен 1:100 и менее. Общие условия и задачи архитектурного обмера: В результате обмера необходимо получить а) планы в количестве необходимым для полного представления о формах и размерах; б) разрезы, полностью характеризующие объем конструкций и внутреннее убранство памятника; в) фасад со всех сторон; г) детали в количестве, охватыв. все архитектурные элементы сооружения…» На данном документе (в левом верхнем углу) синими чернилами стоит резолюция «Для срочного исполнения. 05.07.60». Резолюция была выполнена 28.07.1960 г., так как эту дату мы видим на чертежах и планах церкви, которые сделал завод (скан чертежей размещен на сайте). Опираясь на выше изложенные факты можно сделать вывод, что Храм Всех Святых был разрушен (разобран) не ранее 28.07.1960 года. Также хочется обратить Ваше внимание на фотографии церкви, сделанные заводом в 1960 году (фото размещены на сайте). На некоторых фотографиях можно увидеть рабочих, которые устанавливают по периметру Храма металлическую арматуру для заливки фундамента нового здания. Можно предположить, что вокруг Храма Всех Святых был залит фундамент на котором построен современный инженерный корпус. Факт строительства инженерного корпуса на месте разрушенного Храма подтверждают и другие специалисты истории «Коломзавода». Хочется верить, что спустя годы Церковь Всех Святых возродится, вернув себе положение одного из самых красивейших Храмов города Коломны.
Использованы материалы: И.В. Маевский, В.Ю. Кириченко (письма верующих в защиту церкви), Е.В. Бычкова (информационные и фотоматериалы), протоиерей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны».
Видео: Церковь Всех Святых (с.Боброво / ОАО «Коломзавод»)
|