Подворье Ново-Голутвина монастыря (с.Большое Карасево) |
|
В 1990 году Ново-Голутвину монастырю была передана земля близ деревни Большое Карасево Коломенского района для организации подворья. Монастырское подворье находится в пятнадцати километрах от Коломны. Это сейчас - подворье, а тогда было гектаров десять глиняного поля, никому, естественно не нужного. Что, действительно, можно вырастить на глине? Как выяснилось - практически все. Сейчас почти все необходимые сельскохозяйственные продукты сестры выращивают на своем подсобном хозяйстве в деревне Карасево, где расположено подворье монастыря. И не только картошку и овощи. Есть свой молочный цех, сыроварня. Свое молоко, сметана, творог, яйца. Все - отменного качества, как сейчас принято говорить, «экологически чистое» (Первоисточник: bdmag.narod.ru).
Исполняя устав древних монастырей, сестры питаются от трудов рук своих, развивая сельское хозяйство на монастырском подворье. Земледелие и животноводство - постоянная забота сестер. Для того чтобы правильно вести хозяйство, несколько насельниц получили образование в аграрном колледже и продолжают обучение в Тимирязевской академии сельского хозяйства. В монастырских садах собрана уникальная коллекция фруктовых деревьев и садовых культур: яблонь, груш, абрикосов, вишни, алычи, винограда, облепихи, крыжовника и др. Выращивая эти прекрасные сады, сестры не только обеспечивают нужды монастыря, но дают возможность всем желающим возродить «сады России» воспользоваться саженцами монастырского питомника. На земле, отведенной хозяйственному подворью монастыря, в 1990 году был создан Храм в честь Успения Божией Матери. По монастырскому уставу сестры ежедневно служат обедницу, читают Псалтирь с поминовением о здравии и о упокоении.
В настоящее время на территории подворья Ново-Голутвина монастыря построена Часовня в честь Всех Святых... Ново-Голутвин монастырь в городе Коломна был основан в строениях Архиерейского дома, который на этом месте существовал с середины XIV в. до 1799 г. При Успенском соборе со времён основания Коломенской епархии находился двор коломенских епископов. Он был очень велик, обнесён деревянной оградой, включал в себя кельи казенные, владычные, разные мастерские, погреб, две поварни, два ледника, житницу, конюшенный двор. Посреди двора стояла «палата каменна, под нею погреб да хлебна», здесь коломенские владыки творили суд, здесь заседал Священный собор - собрание городского духовенства. При архиерейском дворе был большой сад, приведший в восхищение Павла Алеппского (церковный деятель, посетивший Россию в середине XVII в.). Коломенская епархия владела большими земельными угодьями, и коломенский епископ в подвластных ему селах имел не только духовную власть, но и светскую; как отмечал Павел Алеппский - в своих владениях он распоряжается с властью, не допускающей прекословия со стороны воевод. Для провинившихся крестьян владычных сел на архиерейском дворе была устроена тюрьма с цепями и колодками. Павел Алеппский повествовал, что за тяжкие преступления виновных наказывали «не только ударом, но и смертию, смотря по вине. Воевода не имел власти над ними». В распоряжении владыки было 300 стрельцов, которые получали жалованье из доходов с владычных сел, и множество слуг.
1350 г. - первое упоминание в документах о Коломенской епархии. Первым епископом был Афанасий, упомянутый в духовном завещании великого князя Симеона в 1350 г. При епископе Вассиане (Топоркове, управлял епархией с 1525 по 1542 г.) по повелению великого князя Василия Ивановича были в 1525 г. заложены и в 1530 г. окончены постройкой каменные стены Коломенского кремля. Вассиан имел большое влияние в царствование Василия III, который даже перед смертью советовался о делах именно с Вассианом и с митрополитом Даниилом. В малолетство Иоанна Грозного, в 1542 г., в период боярского правления Шуйских, Вассиан должен был оставить кафедру и удалиться в Пешношский монастырь, но не утратил значения. После своей болезни царь Иоанн Грозный посетил Вассиана в Пешношском монастыре и, зная, что он был любимым и доверенным лицом его отца, спросил: «Как я должен царствовать, чтобы великих и сильных своих держать в послушании?» Вассиан прошептал ему такой совет: «Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех. Если так будешь поступать, то будешь тверд на царстве и все будешь иметь в своих руках. Если же будешь иметь при себе людей умнее тебя, то по необходимости будешь послушен им». Царь поцеловал ему руку и сказал: «Если бы отец мой был жив, то и он не дал бы мне такого полезного совета». Содержание разговора является вымыслом Курбского («ибо шепчут на ухо не для того, чтобы другие слушали» - замечание историка С.М. Соловьева); если этот разговор и вымысел, все же он соответствовал обстоятельствам дела и характеру действующих лиц.
Епископ Коломенский Давид (1571-1581) был с Иоанном Грозным в 1571 г. в Новгороде при разорении города опричниками, присутствовал на Соборе 1572 г., где Иоанн IV просил о разрешении ему 4-го брака. Епископ Давид скончался в 1581 г. В 1589 г. в Патриархи Московские и всея Руси был избран Иов, до этого, с 1581 по 1586 г., возглавлявший
Коломенскую кафедру.
Небольшой двухэтажный дом, стоящий против Успенского собора, является самой древней постройкой Архиерейского дома, дошедшей до нашего времени. Это перестроенная, после упразднения в 1770-х гг. церковь Покрова Пресвятой Богородицы. При архиепископе Никите (1682-1704) были возведены архиерейские палаты с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского. В 1823 г. на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (позднее освящена во имя Покрова Божией Матери) с приделом Преображения Господня. В 1705 г. на архиерейском дворе архиепископом Коломенским Антонием (Одинович, ум. 1716, управлял епархией с 1705 по 1716 г.) была построена каменная крестовая Троицкая церковь... После закрытия Коломенской епархии в 1799 г. древний кафедральный собор остался без причта и без способов существования как бесприходный. Архиерейский дом опустел и также остался без способов поддержания. Митрополит Платон переселил братию Старо-Голутвинского монастыря в архиерейский дом, и в 1800 г. был открыт Ново-Голутвинский монастырь. К нему он хотел приписать Успенский собор, стоящий за оградой нового монастыря, но поскольку это было неудобно для новооткрытого монастыря, то собору был дан причт из белого духовенства с небольшим пособием из окладов монастыря.
Первым настоятелем Троицкого Ново-Голутвинского монастыря стал переведенный из Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Гловацкий). После него Ново-Голутвиным монастырем управлял архимандрит Анания (скончался в 1817 г., погребен под Троицким храмом).
3 марта 1817 г. в Коломенский Ново-Голутвинский монастырь был переведен настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря архимандрит Гермоген (1778-1845, в мире Георгий Прокопьевич Сперанский, в семинарии называвшийся также Успенским и Федоровским), сын причетника (впоследствии священника) с. Федоровского Коломенского уезда (ныне в Ступинском районе), родился 26 ноября 1778 г. и обучался в Коломенской семинарии.
В 1818-1819 гг. настоятелем Ново-Голутвинского монастыря был архимандрит Никанор (в миру Николай Степанович Клементьевский, 1787-1856).
С 1819 по 1829 г. монастырем управлял архимандрит Арсений (Козиоров). В период его управления была построена в 1825 г. ныне существующая колокольня. На ней было 8 колоколов. С 1830 по 1838 г. монастырем управлял архимандрит Иосиф. В 1838
г. недолгое время монастырь был под управлением архимандрита Арсения (Нагибина). С 1838 по 1846 г. настоятель - архимандрит Иоаким.
С 1846 по 1871 г. настоятелем был архимандрит Тихон, переведенный в Коломну из г. Дмитрова, где настоятельствовал в Борисоглебском монастыре. В 1871 г. в Ново-Голутвинский монастырь из Старо-Голутвинского был переведен игумен, а впоследствии архимандрит, Сергий (Свешников). Он был родом из московского купечества, постриженник Николо-Угрешского монастыря, с 1853 по 1867 г. исполнял в монастыре послушание казначея, с 1867 по 1871 г. был настоятелем Старо-Голутвинского монастыря. Игумен Сергий нашел монастырь запущенным, братии 15 человек. В монастыре был введен общежительный устав. За 7 месяцев, с помощью Г.Ф. Ротина, все храмы были приведены в порядок.
В 1902 г. настоятелем, игуменом Феодосием, при монастыре была открыта Ново-Голутвинская церковно-приходская школа. С 1908 г. ее заведующим и попечителем был настоятель монастыря архимандрит Варнава. В 1989 г. здания монастыря в запущенном состоянии были возвращены Церкви для создания женской общежительной обители. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия монахиня Ксения приняла на себя руководство обителью. За время настоятельства ей удалось собрать вокруг себя сестер, восстановить монастырь, возобновить традиции монастырского пения. В обители имеются воскресная школа, ткацкая, керамическая, вышивальная, иконописная, столярная мастерские. Открыт благотворительный медицинский центр. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Подворье Ново-Голутвина монастыря (с.Бол. Карасево)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (на подворье монастыря)
Часовня в честь Всех Святых (на подворье монастыря)
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь (г.Коломна)
Церковь Пресвятой Троицы (в Ново-Голутвине монастыре)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в Ново-Голутвине монастыре)
Часовня Ксении Петербургской и Матроны Московской (в Ново-Голутвине монастыре)
Часовня князя Владимира и Анастасии Узорешительницы (в Ново-Голутвине монастыре)
Упраздненная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в Ново-Голутвине монастыре)
|
|