"По указу императрицы Екатерины II от 1771 г. воспрещались захоронения у приходских церквей в черте города и велено было устраивать городские кладбища за его чертой. В 1775 г. открыто Петропавловское кладбище с каменной церковью, существующей ныне. Церковь каменная холодная, придел теплый, построена тщанием коломенского купечества. Клировая ведомость церкви Петра и Павла с приделом Апостола Андрея Первозванного за 1792-1794 гг. сообщает, что при ней имеется каменная богадельня - построена одновременно с церковью (разрушена). В 1819 г. в богадельне призревались 15 человек. В 1818 г. купцом Фирсом Ивановичем Бочарниковым церкви была предоставлена лавка, три четверти дохода от которой шли в пользу священно-церковнослужителей и четверть обращалась в доход церкви.
В 1832 г. купеческая жена Домна Кислова просила митрополита Московского Филарета о дозволении разобрать ветхую трапезу и выстроить ее вновь, увеличив в длину. Дозволение было получено.
В 1857 г. коломенский купеческий сын Емельян Гордеев Добычин внес в Московскую сохранную казну 200 рублей в пользу кладбищенской церкви.
Клировые ведомости за 1902 и 1916 г. сообщают, что в 1901 г. на средства Потомственного почетного гражданина Василия Семеновича Миляева к Петропавловской церкви была пристроена краснокирпичная трапезная с престолами Апостола Андрея
Первозванного и Священномученика Василия Анкирского. Она строилась по проекту архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова (1862 - после 1926). В 1885 г. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, работал помощником известного архитектора К.М. Быковского, с 1890 г. - архитектор Павловской больницы, с 1895 по 1902 и с 1906 г. - архитектор Московского сиротского института.
Отдельно стоявшая каменная колокольня была построена в 1890 г. Чертежи колокольни подписаны архитектором Владимиром Дмитриевичем Шером (1850-?). В. Шер - двоюродный брат Ф.М. Достоевского. Владимир Дмитриевич окончил Московское Императорское техническое училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1883 г получил звание неклассного художника. В 1888-1892 гг. состоял в должности смотрителя за московским синодальным имуществом. 17 марта 1891 г. на колокольню был поднят колокол в 700 пудов (11 с половиной тонн), пожертвованный
купцами B.C. Миляевым, И.И. Шкариным, Е.Я. Шевлягиной. Его привезли по железной дороге, но извозчик за доставку заломил очень большую цену. Собравшиеся волоком за 10 минут дотащили колокол до храма. В 1891 г. по проекту архитектора Федора Васильевича Рыбинского (1859-?) построена каменная ограда с двумя каменными часовнями: во имя Святителя Николая (в память спасения жизни наследника престола Николая Александровича в Японии) и во имя Преподобного Сергия.
Ф.В. Рыбинский по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1884 г. получил звание классного художника архитектуры, в 1891 г. назначен сверхштатным техником строительного отделения Московского губернского правления (строительное отделение вело проектирование и строительство казенных зданий, ведало рассмотрением проектов и выдачей разрешений на строительство храмов, фабричных, общественных и жилых зданий, контролем за их строительством, надзором за соблюдением строительных норм и правил, основной объем работ выполнялся внештатными специалистами (сверхштатными техниками)). Церкви принадлежал двухэтажный каменный дом, стоявший на кладбище, вверху находился церковный сторож, внизу - помещение для могильщиков.
Сначала причта при церкви не было, служение исправляли, по указам Московской Духовной консистории от 1801 и 1820гг., коломенские священно-церковнослужители понедельно.
С 1910 г. церковным старостой был коломенский купец Михаил Васильевич Комаров (в 1916 г. ему 63 года). По штату в конце XIX в. в Петропавловской церкви служили два священника, диакон и два псаломщика. В 1886 г. у диакона Петропавловской церкви Константина Павловича Соколова родился сын Сергей. В 1901 г. он окончил Коломенское Духовное училище и в 1907 г. - Московскую Духовную семинарию. В 1886 г. в Петропавловском храме служил священник Фаминцев Иоанн Никифорович. При образовании в Коломне братства в память святителя Филарета Московского о.Иоанн был избран казначеем братства. В семье о.Иоанна и его жены Марии 19 января 1973 г. родился сын, Вениамин Фаминцев, в будущем священномученик. В 1893 г. Вениамин Иванович окончил Московскую Духовную семинарию. В 1894 г. служил псаломщиком в храме г. Клина, в 1901 г. рукоположен во диакона ко храму с. Карпове Богородского уезда (ныне в Раменском р-не), а в 1906 г. - во священника к Троицкому храму с.Троицкого Бронницкого уезда. С 1912 по 1917 г. служил в Преображенском храме с. Гора Дмитровского уезда. В 1918 г. переведен в Крестовоздвиженский храм в Коломну, с 1919 г. служил в храме с.Мещерино (ныне в Ступинском р-не). В 1925 г. возведен в сан протоиерея, в 1931 г. награжден крестом с украшениями. Жена о.Вениамина рано умерла, в 1934 г. умер и больной от рождения сын, дочь жила отдельно. Протоиерей Вениамин Фаминцев все свое время и силы посвящал служению Церкви. В 1936 г. Мещеринский сельсовет запретил священнику ходить по домам с молебнами, нужно было получить справку из мещеринской лаборатории, что в селе нет эпидемических заболеваний. С 1936 г. амбулатория отказалась выдавать такие справки, а без справок сельсовет не давал разрешения на молебны. Приходской совет обратился в сельсовет за разрешением ходить по домам хотя бы с кружкой для сбора пожертвований. Сельсовет сбор пожертвований не разрешил. Тогда приходской совет обратился в Центральную комиссию при ВЦИКе, но ответа не получил. В ноябре 1937 г. в районной газете, как пример подрывной деятельности «церковников», было написано о протоиерее Вениамине: «Мещеринский поп всеми силами пытается «подружиться» с колхозниками. Он не прочь прочитать газету колхозникам, «побеседовать» с ними о выборах, написать заявление и т.п. В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть, ведя контрреволюционную агитацию». В начале 1938 г. сотрудники НКВД потребовали от секретаря сельсовета характеристику на священника, соответствующую интересам НКВД. Учитель мещеринской школы показал, что в начале января 1938 г. священник сагитировал одного учителя, который стал ходить в храм, за что был уволен из школы и уехал из села. 27 февраля 1938 г. протоиерей Вениамин был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. Он отверг обвинения его в клевете на советскую печать и восхвалении фашизма. 9 марта 1938 г. он был приговорен к расстрелу и 14 марта расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
В 1894 г. к Петропавловскому кладбищенскому храму был переведен вторым священником Владимир Николаевич Добролюбов (р.1853). В 1877 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был определен во священника к Воскресенской церкви с.Ивойлово Рузского уезда. С 1877 по 1886 г. исполнял должность законоучителя в Ивойловской земской школе, с 1886 по 1894 г. - законоучитель в церковно-приходской школе. В 1888 г. награжден набедренником, в 1891 г. - скуфьей, в 1896 г. - серебряной медалью в память императора Александра III. С 1890 по 1894 г. был законоучителем в земской Немировской школе. В 1894 г. переведен в Коломну к кладбищенской церкви, с того же года законоучитель в церковно-приходской школе при Петропавловской церкви. С 1900 по 1908 г. состоял членом временного ревизионного комитета для проверки отчетов при Коломенском Духовном училище. В 1902 г. награжден камилавкой, в 1907 г. наперсным крестом. С 1908 по 1916 г. состоял членом правления Коломенского Духовного училища. С 1908 по 1912 г. был назначен к участию в сессиях Московского Окружного суда, для привода к присяге. В 1909 г. утвержден настоятелем Петропавловской церкви. С 1909 по 1912 г. был заместителем наблюдателя за воскресными беседами с народом, с 1910 по 1912 г. - членом благочиннического совета, с 1911 по 1912 г. - помощником благочинного 1-го округа Коломенского уезда, затем утвержден благочинным. В 1912 г. назначен представителем от духовенства Коломны в Городскую думу. С 1912 по 1914 г. состоял депутатом от духовного ведомства Коломенского земского собрания. В 1915 г. назначен представителем духовенства уезда на земских собраниях в Коломне. В 1913 г. награжден орденом Св. Анны 3 степени, в том же году получил крест и медаль в память 300-летия дома Романовых. В 1914 г. получил архиерейское благословение за усердное содействие по увеличению сборов в пользу православного миссионерского общества. К 1916 г. о.Владимир овдовел. Его дочь Вера была замужем за псаломщиком, сын Сергей (р.1880 г., в 1894 г. окончил Волоколамское Духовное училище, в 1900 г. - Вифанскую Духовную семинарию) после получения медицинского образования работал врачом в Павловском Посаде, дочь Мария (р.1888) оставалась при отце.
В 1907 г. к Петропавловской церкви переведен священник Николай Алексеевич Лебедев (1875 - после 1936, сын священника Брусенского монастыря Алексея Лебедева). В 1899 г. он окончил Московскую Духовную семинарию. Назначен учителем в Комаровскую церковно-приходскую школу Коломенского уезда. В 1904 г. определен во священника к Покровской церкви с.Куликово Дмитровского уезда. С 1905 по 1907 г. был законоучителем при Куликовской и Насадкинской земских школах. В 1907 г. переведен в Коломну к кладбищенского храму. В 1910 г. был законоучителем Протопоповской двухклассной земской школы. В 1910 г. состоял членом ревизионной комиссии Коломенского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1912 г. состоял членом ревизионного комитета Коломенского отделения братства во имя Воскресения Христова. В 1913 г. назначен сотрудником Попечительства Московского о бедных духовного звания. В 1913 г. награжден набедренником и получил крест и медаль в память о 300-летии Дома Романовых. У о.Николая и его жены Марии Александровны (р.1879) было двое детей (Вера и Алексей). В 1936 г. о.Николай был арестован, погиб в сталинских лагерях. В 1916 г. в храме служили также диакон Андрей Феодорович Самарин (тогда ему было 47 лет), и псаломщики Феодор Григорьевич Добросердов (54 года) и Иван Стефанович Беляев (50 лет).
Под давлением НКВД псаломщик Петропавловской церкви Мещанинов и протоиерей той же церкви Косма Александрович Алексеев дали клеветнические показания, которые легли в основу вымышленного следствием дела о контрреволюционной церковно-монархической организации коломенского духовенства. «27 июля 1937 г. в Коломенский райотдел УНКВД Московской области были вызваны в качестве свидетелей А.Н. Мещанинов, состоявший псаломщиком при церкви Петра и Павла, Косма Алексеев, протоиерей той же церкви, и С.И. Смирнов, неграмотный рабочий. Следователи И.В. Галкин и С.Н. Терновский потребовали от них дать показания относительно контрреволюционной деятельности коломенского духовенства. Тогда К.А. Алексеев показал относительно Е.И. Сердобольского, что тот вредно настроен к существующему строю, также молится об изгнанниках и пленных. С.И. Смирнов показал, что контрреволюционная деятельность Е.И. Сердобольского заключалась в том, что «он во время службы читает молитвы, составленные им самим: «Спаси Господи и помилуй в пленениях, темницах и изгнании братьев наших... облегчи страдания и скорби... помоги им, укроти и утишь», а также призывал вернуться в лоно Церкви: «Братья и сестры, скажите своим близким, чтобы они опомнились и покаялись перед Господом Богом». Относительно Н.И. Руднева свидетель С.И. Смирнов показал: «О контрреволюционной деятельности мне известно, что Руднев Н.И. говорил такие слова: "Разве можно поверить большевикам?.. Когда свергнется власть советов, тогда мы действительно будем жить свободно"». О контрреволюционной деятельности диакона Григория Самарина свидетель К.А. Алексеев сообщил: «Примерно 13 мая 1937 г. Самарин Г.В. в кругу своих сослуживцев говорил: "Коммунизм - общность даже жен. Большевики затягивают петлю на шее русского народа, но как бы они не просчитались и не попали бы в нее сами"».
15 августа 1937 г. был арестован настоятель Петропавловского храма протоиерей Евгений Иванович Сердобольский (1869-1937). Он родился в Саратовской губернии в семье священника, окончил Педагогические курсы при Одесском учебном округе по отделению русского языка и словесности, рукоположен во священника. Три раза, в 1921, 1924 и 1930 г. Евгений Иванович был арестован. В 1937 г. был арестован в 4-й раз и заключен в Коломенскую тюрьму. В ходе следствия применялись незаконные методы получения желательных для следователей показаний (лишение сна, угрозы, побои), Е.И. Сердобольский был сломлен, признал возводимые на него ложные обвинения и оговорил других лиц. 9 октября 1937 г. осужден по обвинению в организации контрреволюционной группы и приговорен к расстрелу. Расстрелян 14 октября на Бутовском полигоне под Москвой.
С 1933 г. в Петропавловском храме служил диаконом Самарин Григорий Васильевич. Он родился в 1893 г. в крестьянской семье в с.Салмановка Самарской губернии. Был арестован и в 1940 г. умер в сталинских лагерях. В 2002 г. причислен к лику новомучеников и исповедников российских.
18 августа 1937 г. по вымышленному обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован проживавший в Коломне на улице Коломенской, 89, священник Петропавловской церкви о.Николай Иванович Руднев. Он родился в г.Воронеже в 1875 г. в мещанской семье, окончил университет. На допросах, не выдержав давления следователей, оклеветал себя и других. 9 октября 1937 г. приговорен к смертной казни и 14 октября того же года расстрелян... Звонницу и купола Петропавловской церкви снесли в 1930-е гг., но храм продолжал действовать с перерывами, вплоть до закрытия кладбища в 1942 г. Храм был закрыт в 1943 г. После того, как службы в церкви апостолов Петра и Павла окончательно прекратились, иконы и росписи были утрачены. Часть икон и утвари забрали прихожане, кто не побоялся.
Часть просто уничтожили. Из убранства сохранилась лишь фигурная решетка на хорах. Многие старые коломенцы рассказывали о том, что на Петропавловском кладбище расстреливали в годы репрессий. Ставили к сохранившейся части стены и расстреливали.
Один из жителей Коломны репрессировали за то, что он вышел из ворот своего дома и закурил в то время, когда на соседней улице шел арест. Целыми улицами пропадали люди. Рассказывали, что в одночасье были арестованы практически все жители улицы Пушкина.
В 40-е годы в здании храма находился склад. Потом какое-то время не было ничего. А в 60-е годы открыли спортивную школу. Тогда же снесли купола. «Зачем?», - спрашивали у директора школы. «Тут дети. Я не хотел, чтобы они знали, что бывают церкви». Туалет был в алтаре. Во время ремонта музея его удалось перенести.
В 50-е годы разрушили надвратную колокольню. От нее остались только столбы.
Кладбище до 1967 года никто не трогал. Оно находилось в центре города, как, например, Ваганьковское кладбище в Москве.
Горисполком тогда стоял в старой части города. Но уже готовился план его строительства на новом месте, площадь назвали Советской, спортшколу перевели в здание школы номер пять. Уничтожение кладбища и строительство здесь Мемориального парка было связано с перенесением здания исполкома. К тому же ходить сюда вечером стало небезопасно. Говорят, что здесь жили всякие сомнительные личности, воры в склепах скрывали наворованное. И в 1967 году горсовет принял решение отдать это кладбище под Мемориальный парк, оно было уничтожено. Это было большой ошибкой. И этого никогда бы не произошло, если бы главный архитектор был коломенцем и его родственники были здесь захоронены. К сожалению, у нас в 60 - 80-е годы главными архитекторами являлись пришлые люди, воспринимавшие Коломну как трамплин перед прыжком в Москву. Место, где были похоронены многие известные коломенцы, в том числе и родственники святителя Филарета (Дроздова), сравняли бульдозером. Делили территорию поперек могил, как это запланировал архитектор, рыли траншеи под фонарные столбы, подводили кабели. Из каких могил торчали кости, из каких черепа. У кого была возможность, как например, у Ханзеля, родственников перезахоронили. Но, в основном, у людей денег не было. Потом все сравняли, а памятники вывезли и утилизовали. Часть, победнее, превратили в щебенку и замостили ими улицы. А часть, где был гранит, мрамор, перевезли на новое кладбище и продали. Они там стоят с новыми надписями.
В 1970-е годы было снесено ещё несколько архитектурных памятников кладбищенского комплекса: двухэтажный дом причта и богадельня XVIII в., а также одна из трёх часовен ограды. Музей открыли в 1977 году. Сотрудники музея относились к зданию Храма очень трепетно. На день Петра и Павла всегда горела свечка. Недолго, потому что в музеях запрещено зажигать открытый огонь. Сотрудники выбирали соответствующее место и перед началом рабочего дня на полчаса ее зажигали. Многие сотрудники - верующие люди. Конечно, Мемориальный парк - это не самый плохой вариант. В некоторых городах на месте кладбищ - танцплощадки. Идея памяти, конечно, присутствует. Но все же уничтожение городского кладбища было не просто ошибкой - это было святотатством. До сих пор люди приходят сюда к своим предкам как на кладбище. В 1996 году с северной стороны храма, на месте погребения отца и родственников митрополита Филарета (Дроздова), установлен памятный крест. Ежегодно, 2 декабря, в день памяти небесного покровителя нашего города - святителя Филарета Московского, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий служит на этом месте заупокойную литию.
Православная община храма Петра и Павла зарегистрирована в 1997 году. С тех пор на территории бывшего Петропавловского кладбища (ныне - Мемориальный парк) начали совершаться панихиды.
В 2003 году общине были переданы две уцелевшие часовни - во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца.
В 2006 г. часовня святителя и чудотворца Николая, находящаяся в ограде бывшего кладбища, была восстановлена и теперь ежедневно открыта для верующих. 26 июня 2009 года храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла был передан Церкви. Через несколько дней, 2 июля, после того как музей выехал из храма, здесь состоялось богослужение - молебен, на который пришли члены общины храма. А в день престольного праздника - 12 июля, митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий при большом стечении коломенцев, в сослужении клириков Коломенского и соседних благочиний совершил в этих стенах первую за много лет Божественную литургию. В течение последующих двух месяцев храм интенсивно реставрировался, чтобы к визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла предстать во всём своём великолепии. 7 сентября для храма были освящены 7 крестов. Освящение совершил благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев вместе со священниками коломенских храмов, в присутствии реставраторов и рабочих, трудившихся в это время в храме. Сразу после освящения кресты были подняты и установлены на главы.
К 13 сентября 2009 г. основные реставрационные работы в храме Петра и Павла были завершены, прилегающая территория приобрела благоустроенный вид: устроены газоны, выложены плиткой дорожки. В этот день Коломну посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Совершив Божественную литургию в храме Архангела Михаила, Святейший посетил и недавно переданный Церкви Петропавловский храм".
Использованы материалы: Олег Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны", сайт Коломенского благочиния, газета «Глаголь».
Видео: Церковь Петра и Павла (г.Коломна)
Часовня Николая Чудотворца (г.Коломна)
Часовня Сергия Радонежского (г.Коломна)
|