Церковь Николы Заразского/Зарайского (г.Коломна) РАЗОБРАНА |
Церковь Николы Заразского и Церковь Николы Гостиного часто путают, и говоря о Храме Николы Заразского подразумевают Храм Николы Гостиного (г.Коломна, ул. Лазарева, д. 16). Однако Церковь Николы Заразского и Церковь Николы Гостиного - это два разных Храма. Церковь Николы Гостиного была построена в 1501 г. и сохранилась до наших дней с восточной стороны Соборной площади, а Церковь Николы Заразского (для облегчения в выговоре Зарайского) была построена около 1516 г. и находилась на западной стороне Соборной площади у колокольни с часами, предположительно, на месте современной Тихвинской Церкви. Церковь Николы Заразского (Зарайского) была разобрана во второй половине ХVII века. На плане Коломенского кремля (1525-1531) Ю.С. Ушакова обозначены две Церкви: «Никол. XVI» и «Ник. Зарайск.».
В очерке о «Коломенских эпизодах» цикла «Повестей о Николе Заразском» говорится о событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах. Перенесли образ Николы Зарайского из Зарайска в соседнюю Коломну из-за набегов крымских татар: «В лето 7021 году (промежуток между 1 сентября 1513 и 31 августа 1514 г.). Пришли крымскиа люди на рязаньскиа украины, и чюдотворца Николы Заразского священницы, взя чюдотворный Николин образ, и пришли на Коломну…» Встречал святыню епископ Коломенский Митрофан «со всем градом». Видя «от чюдотворного образа преславныя чюдеса», Владыка повелел поставить икону в храме митрополита Петра и описал события Василию Ивановичу III. В ответ Государь повелел построить каменный храм во имя Николы Чудотворца на площади. Здесь была поставлена икона, принесенная из Зарайска, и здесь служили зарайские священники и диакон. По распоряжению епископа с чудотворной иконы сделали копию, которую отправили «к старому престолу» - в Зарайск. А «прежняя» чудотворная икона осталась в Коломне.
Среди многих коломенских чудес летописцы выделяют несколько особенных. Так, некто Козлок, серебряных дел мастер, выкрал из Никольского храма серебряный оклад с чудотворной иконы и спрятал у себя во дворе. 5 недель коломенцы не могли найти пропажу. И тогда явился Николай Чудотворец «мужу боголюбиву, именем Созон Киселев», который восемь лет был прикован к постели, и велел идти к епископу Митрофану и сказать, где хранится украденный оклад. «Созон нача отрекатися», поскольку был недвижим. И тогда святитель Николай совершает чудо: поднимает с одра болящего, который своими ногами идет к Владыке. Тот, увидя исцеленного Созона, велел звонить в колокола, чтобы собрать народ и прославить Бога и великого Угодника Божия. «Весь събор церковный» вместе с чудотворным образом направился к дому Козлока в Запруды. Тот, даже не будучи спрошен, сам рассказал, где спрятал серебряную ризу с иконы. Возвращаясь в храм, крестный ход с иконой и окладом подошел к Ивановским воротам. В это время нищий Климент, глухой и немой от рождения, при виде чудотворной иконы неожиданно воскликнул: «въскрича, услыша и проглагола». Епископ, видя «велие чюдо», послал известие великому князю Василию Ивановичу, где поведал о чудесах в Коломне: «како разлаблена исцели, и како яви приклад свой, и како глуха и нема исцели». В ответ Государь прислал «епископу Митрофану и всему священному собору милостыню доволну».
Как говорилось выше, после строительства коломенского Никольского храма для зарайской святыни, для Никольского собора города Зарайска был сделан список. Через некоторое время священнослужители «начаша молити» государя, чтобы он «отпустил чюдотворный Николин образ Заразского к старому престолу», из Коломны в Зарайск. Однако царь не разрешил возвращать икону, а отпустил только священников. Зарайское духовенство очень скорбело, что осталось без «великаго чюдотворца Николы Корсунского и Зарайского образа». И однажды, в Крестопоклонную неделю Великого поста в Зарайске произошло чудо: пономарь, пришедший приготовить собор к богослужению, увидел старинный чудотворный образ, от которого исходило сияние: «яко светило сияше велие». Но списка с иконы на месте не было. Священники поспешили в Коломну и рассказали епископу Митрофану о чудесном «приходе» образа и о необъяснимом перемещении списка из Зарайска в Коломну. Иными словами, список и сама чудотворная икона невидимым и неведомым образом поменялись местами (исследования коломенского профессора А. Б. Мазурова позволили установить точную дату произошедшего чуда 9 марта 1518 года). Епископ Митрофан сразу доложил царю Василию о том, что чудотворная икона сама вернулась в Зарайск: «чюдотворец Николае отиде к старому престолу». Это событие оказало сильное воздействие на государя. Он стал молиться, прося прощения, что не позволил вернуть чудотворный образ… В настоящее время чтимый список Николы Заразского хранится в московском музее им. Андрея Рублёва.
Церковь Николы Заразского (Зарайского) была ружная, т. е. получала ругу - годичное содержание священнику и причту. В XVI веке наличная сумма в несколько рублей у причта считалась крупной. Известно денежное жалованье причта Церкви Николы Заразского (Зарайского), что «под колоколы» «…служат два попа да дьякон. Государевой руги шло им по государеве грамоте попам по четыре рубля, а дьякону три рубля да за пуд воску дватцать шесть алтын четыре денги. Денежную ругу берут у коломенского ключника».
Павел Аллепский в книге «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине ХVІІ века» так описывает Церкви внутри Коломенского кремля (1654-1656 гг.):
«Внутри крепости пять больших каменных церквей и монастырь для девиц во имя Введения Владычицы во храм. Первая церковь благолепная, с куполами; крыша ее крестообразна, ибо ее стены имеют с каждой стороны вид трех арок, из коих средняя выше остальных двух; церковь эта во имя св. Николая. В смежности с нею колокольня высокая, изящная, с арками и четырехугольным продолговатым куполом с крестом наверху, по обыкновению. На четырех ее углах для украшения сделаны резные колонны, наподобие фонарей, очень изящной работы. Вторая церковь, больше и лучше (первой), в честь Воскресения. Третья церковь, маленькая, но весьма красивая, также во имя св. Николая; в ней второй алтарь во имя мученика Антипия. (По петербургской рукописи: мученицы Анисии.) Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа...»
В данном отрывке упоминаются две Церкви во имя св. Николая. В описании первой мы легко узнаем Церковь Николы Гостиного, а вот описание другой очевидно относится к Церкви Николы Заразского.
О.П.Булич в очерке «Коломна. Пути исторического развития города» пишет: «Описание Коломенского кремля в XVI веке… К собору относится колокольница, «у Николы чудотворца у Зараского за олтарем»; на ней «колокол благовесной болшой, да на Николе чюд. Зараском 5 колоколов, да часы боевые болшие с перечасьем, да на часах 2 колокола перебойных, а у часов цка, а на цке круг, а мимогрядущея числы указывают рукою, а часы на взрубе…»
Опровергая то, что Церковь Николы Гостиного и Николы Заразского являлись одним Храмом, протоиерей Олег Пэнэжко в книге "Храмы и монастыри города Коломны" пишет: «В источниках церковь Николы Гостиного иногда путают с церковью Николы Заразского, так и в клировых ведомостях 1902 и 1916 гг. Никольской в крепости церкви, сказано, что церковь «построена в 1514 г. епископом Коломенским Митрофаном, по повелению великого князя Василия Иоанновича». Сказание повествует, что в лето 7021 (1513) при нашествии крымских татар на Рязанские земли взяли зарайские священники чудотворный образ святого Николая и ушли с ним от врагов в Коломну. С подобающей честью принял чудотворный образ епископ Коломенский Митрофан, со всем городом вышел ему навстречу и поставил его в церкви Петра Чудотворца, где великий Святитель показал великую свою милость городу, исцелил многих недужных и явил много других славных чудес. Епископ Митрофан послал известие великому князю Василию Ивановичу московскому с описанием всех дивных знамений. С радостью прочитал это послание великий князь и тотчас велел воздвигнуть на площади Коломны каменную церковь во имя Чудотворца Зарайского и поставить в ней образ, с него же сделать список и послать в Зарайск. Получив повеление, епископ Митрофан созвал многих каменщиков и поручил им построить церковь, и создали они ее в один год. Освятив ее, епископ велел служить в ней двум священникам и диакону, а других двух священников и диакона со списком образа послал в город Зарайск, в прежний храм. Священники зарайские, зная волю великого князя, поставили список у старого престола. Построенная около 1516 г. каменная церковь Николы Заразского стояла на западной стороне Соборной площади и была разобрана в ХVII веке».
|
|