На месте современной Церкви Воскресения Христова в начале XIV в. стоял деревянный храм, который находился среди построек двора московских князей. Здесь 18 января 1366 г. князь московский Димитрий Иоаннович, будущий Донской, венчался с дочерью нижегородского князя Евдокией, ему было тогда 16 лет. Н.И. Иванчин-Писарев, краевед 1-й половины XIX в., считал, что Воскресенский храм был соборным, народное предание говорит, что он был частью великокняжеского двора. Венчание происходило в Коломне по двум причинам: в это время «бысть мор велик во граде Москве и всех пределах его...», а кроме того, в 1365 г. «загореся город Москва. .. и погоре весь посад... и город погоре без остатка...» Еще во время свадьбы князь Димитрий Иоаннович заметил коломенского священника Митяя. Был он «върастом высок, телом не мал, плечист, рожаист». Был он также «словесы речист, глас имея красен, грамоте горазд, пети горазд, чести горазд и от книг сказати горазд...» Великий князь сделал его своим духовным отцом, а также доверил хранение великокняжеской печати, наметил своего духовника и любимца в преемники митрополиту Алексию. Уговорил его постричься и в самый же день пострижения сделал архимандритом своего Московского Спасского монастыря. Архимандрит Михаил, по прозванию Митяй, был не только человек видной наружности с громкой и чистой речью, рассуждавший красноречиво в судах, но вместе с тем гордый и заносчивый. Едва только святитель Алексий скончался (в 1378 г.), как Михаил-Митяй, поддерживаемый великим князем, желавшим его видеть митрополитом, вошел на митрополичий двор и начал всем распоряжаться. Однако нашлось много людей, особенно из монахов, которые не желали видеть его митрополитом. Михаил - Митяй решил поторопиться со своим посвящением и двинулся в Царьград с огромной свитой и дарами, но уже в виду самого Константинополя внезапно умер (в 1379 г). У Михаила-Митяя были пожалованные ему великим князем Димитрием Иоанновичем земли в Коломенском уезде (в т.ч. слобода Митяева, ныне входит в черту г.Коломны).
Уже в наше время великому князю московскому Дмитрию Донскому в Коломне поставлен памятник.
Воскресенский собор был одним из центров книжной культуры Коломны (наряду со Старо-Голутвиным и Спасским монастырями). В начале XV в. в нем служил поп Феодот, писец-профессионал. Сохранились две его рукописи. В ризнице собора было целое собрание рукописей. Из Воскресенской церкви в Государственную Третьяковскую галерею были взяты иконы «Сошествие во ад», написанную во 2-й половине XIV в., и «Троица ветхозаветная» (XV в.), один из ранних списков с «Троицы» преподобного Андрея Рублева.
В Воскресенской церкви был найден антиминс, подписанный коломенским епископом Герасимом (1481-1489). Ныне существующий каменный храм Воскресения Христова - основной его объем - частично кирпичная постройка XVI в., основательно переделанная в 1786 г. В 1767 г. к храму был пристроен Космодамианский придел. В XIX в. построены крыльцо и трапезная (в ней престолы Боголюбовской иконы Божией Матери и Святых бессребреников Космы и Дамиана), колокольня - в 1781 г., от нее в настоящее время остался только один ярус. В 1782 г. Воскресенская церковь по ветхости была запечатана. В ее подвале хранились под замком и печатью казенные запасы, 680 пудов: 20 малых ядер, 4500 самых малых, картечи 2400, бомба одна, железо всякое, гвоздей 15 пудов 10 фунтов. Священник и староста считали, что при возобновлении храма вещи, находящиеся в подвале, помешают ремонтным работам. Они обратились в Московское губернское правление с прошением о переносе железа в другое место, им ответили, что «теперь способного и безопасного места для железа не имеется, а как скоро соляной и винный магазин будут отстроены, то предпишут, чтобы в оные железо было помещено». Вот как описаны события, связанные с Храмом Воскресения Христова в книге Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века»: "В 1780-х гг. иждивением приходских людей ведутся работы в церкви Воскресения в кремле - в 1781 г. при ней сооружается каменная колокольня, а несколько лет спустя, в 1786 г., и сам древний четверик ХVI в. церкви реконструируется в формах провинциального барокко (разобраны внутренние опоры и завершение четверика, создан сомкнутый свод с люкарнами и отверстием для светового барабана). Интересен документ ЦИАМ 1784 - 1785 гг., представляющий нам возможность проследить события, предшествующие поновлению церкви. В нём сказано: «Указ Её Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из духовной преосвященного Феодосия епископа Коломенского и Каширского консистории в Коломенский городовой магистрат Сего марта 5 дня поданным его преосвященству града Коломны церкви Воскресения Христова что внутри города иерей Андрей Иванов с причетники с явлением представил. Означенная Воскресенская церковь имеется издавна каменного здания на которой от долговременного стояния сделались по всей большие трещины, в которой уже два года священнодействия не совершаются, о чём его преосвященству и через благочинного представлено. Тако ж в приделе и в трапезе оказались немалые трещины и свод весьма стался опасной, потому что укрепляющие оное связи некоторые лопнули, тако ж имеющийся штукатур во множестве отпадывает и проходит сквозь оной великая течь, отчего во оной совсем священнодействовать неможно. И по Её Императорского величества указу и по резолюции его преосвященства велено: во оной городовой магистрат послать указ в коем предписать, чтоб оный магистрат призвал означенной Воскресенской церкви лучших приходских людей. Объявил им, чтоб они означенную церковь как настоящую, так и придельную возобновили следующим летом, а ежели не возобновят то и вовсе оная упразднена бысть имеет, а пока оная церковь возобновится, священнослужителям священнослужение исправлять в церкви Симеона Богоприимца и приходским людям оной Воскресенской церкви».
Угроза упразднения церкви подействовала должным образом и была объявлена подписка на 400 руб. на её реконструкцию. В январе 1785 г. для сбора денег была выдана «шнуровая книга», а чуть позже подклет храма был освобождён от оружейного склада, долгое время там размещавшегося. Прихожане храма в январе 1785 г. внесли 325 руб., из которых: «Кондратий, Аким Ивановы Рудомёткины - 125 р.; Варлам Антонов Рудомёткин - 25 р.; Евдокия Яковлевна Хлебникова - 50 р.; Иван Алексеев Хлебников - 20 р.; Макар Лахонин - 25 р.; Клим Лохов - 15р.; Яков Хлебников -10 р.; Егор Хлебников - 5 р.; Евстрат Лахонин - 25 р.; Григорий Луковников - 25 р.». В декабре 1785 г. церковный староста церкви Воскресения в кремле Евстрат Ефимович Лахонин показал: «...что оной церкви поправка произведена из суммы доброхотных дателей оной церкви: прихожан и неприхожан». В 1797 г. при храме служили священник Павел Петров, диакон Иоаким
Иванов, пономарь Петр Петров. В 1837 г. купчиха Лахоньина пожертвовала храму участок земли со стоявшими на ней четырьмя домами. Ее муж был 50 лет старостой и благотворителем при Воскресенском храме (конец XVIII - начало XIX в.), его хорошо знал митрополит Московский Платон. В библиотеке коломенского купца Евстрата Ефимовича Лахоньина хранилась книга «Слова и речи», подаренная ему лично митрополитом Платоном. Е. Лахоньин был награжден золотой медалью на Аннинской ленте. По местному преданию, он просил на вакантное место к своему храму у митрополита Платона студента Василия Дроздова (будущего митрополита Московского Филарета), на что Платон будто бы ответил: «Тот, о котором ты просишь, будет со временем на моем месте». Вся местность в ограде храма была выровнена насыпью Лахоньиным, а также позднее, при постройке каменной ограды.
В 1834 г. церковным старостой избран коломенский купец Гавриил
Фролович Хлебников.
Из клировой ведомости 1840 г. известно, что на содержание причта шли проценты от капитала купца Киприана Кислова и его жены Домники, купеческой вдовы Федосьи Рудометкиной и купеческой вдовы Лукерьи Ивановны Колесниковой (дом Колесниковых стоит на ул. Островского, 19, до революции - Курчевской). Священником в Воскресенском храме в это время был Николай Андреевич Голубев (в 1840 г. ему 56 лет), сын священника. В
1805 г. он уволен из риторического класса Перервинской Духовной семинарии и посвящен во диакона к Воскресенской, что в крепости, церкви в Коломне, в 1807 г. рукоположен во священника к той же церкви. С 1811 г. назначен в Коломенском городническом правлении «увещевательским помощником». В 1829 г. о. Николай овдовел, у него была дочь Мария. Диаконом при Воскресенском храме в то время был Иаков Алексеевич Смирнов (33-х лет), дьячком - Петр Михайлович Флеров (35 лет), пономарем - Василий Григорьевич Рождественский (33-х лет).
В 1845 г. по клировым ведомостям приход храма состоял из 325 человек (не считая женщин и детей), в 1848 г. из 307.
В 1854 г. при священнике Иакове Петровиче Зеведееве и старосте Иване Алексеевиче Третьякове был отлит колокол в 196 пудов. В 1862-1863 гг., при церковном старосте Леонтии Федоровиче Кузнецове, храм со всех сторон был обнесен каменной оградой с железными решетками
и двумя воротами.
В 1881 г. церковным старостой был избран Потомственный почетный гражданин, московский купец Иван Агапович Прусаков. С
1875 г он с редким усердием заботился о храме, который весь был им обновлен и богато украшен.
От имени своей супруги он положил в сохранную казну 3000 рублей, чтобы ежегодно из процентов с капитала выдавать 150 рублей одной из бедных приходских невест по жребию.
В 1890 г. «Московские церковные ведомости» поместили заметку священника церкви Воскресения Христова, что в крепости,
А. Крылова о том, что при их храме открыто
приходское попечительство
о бедных. 2000 рублей пожертвовал благотворитель храма,
Потомственный почетный гражданин Иван Агапович Прусаков.
Причт церковный издавна и до 1869 г. состоял из священника, диакона и двух причетников, с 1869 г. - из священника и двух причетников, с
1888 г. - из священника и псаломщика. Клировая ведомость за 1916 г. сообщает: церковным старостой с 1915 г. был коломенский мещанин Ермолай Леонтьевич Кузнецов, 41 года. Священником в это время был Сергий Петрович Орлов, 47 лет, из духовного звания. В 1892 г. он окончил Московскую Духовную семинарию со званием студента. В том же году состоял учителем в 5-м коломенском городском мужском начальном училище. С 1894 г. с должностью учителя совмещал обязанности воспитателя в Мариинском доме призрения сирот воинов, убитых в Восточную войну. В том же году определен во священника к Покровской церкви с. Авдулово (ныне в Ступинском районе Московской области). Одновременно заведовал церковно-приходской школой в селе. В1897-1900 гг. при Покровской церкви вел внебогослужебные беседы. В 1899 г. награжден набедренником.
В 1900 г. перемещен на вакантное место священника при Воскресенской церкви в Коломенском кремле. С1902 по 1910 г. был законоучителем в 5-м городском начальном мужском училище. С 1903 по 1910 г. - законоучителем во 2-м коломенском приходском мужском училище. С 1903 по 1904 г. безвозмездно исполнял обязанности законоучителя во 2-й мужской воскресной школе в Коломне. В 1910 г. назначен на должность законоучителя коломенского городского училища. В том же году награжден камилавкой. В 1912 г. утвержден законоучителем Коломенского высшего начального училища. В 1914 г. - законоучитель Новоголутвинской церковно-приходской школы. В 1915 г. законоучитель эвакуированной в Коломну Андреевской учительской семинарии Варшавского округа. В том же году награжден наперсным крестом. В семье о. Сергия и его жены Александры Ивановны было шестеро детей. Отцу Сергию сослужил диакон на псаломщицкой вакансии Николай Павлович Успенский, 66 лет. Во 2-й половине 1920-х гг. протоиерей Сергий Орлов служил в Успенском соборе.
В 1925 г. епископ Феодосии назначил в храм Воскресения Словущего священника Михаила Страхова. Отец Михаил стал собирать при храме монахинь закрытого Брусенского монастыря. Через некоторое время при храме собралось до 70 монахинь. В 1929 г. был арестован епископ Феодосии, одним из пунктов обвинения владыки было то, что он, «используя религиозные предрассудки одиноких женщин, вовлекал их в монашество под руководством священника Страхова». Вскоре был арестован и священник Михаил Страхов. В 1929 г. храм закрыт и частично разрушен, он лишился внутреннего убранства, в том числе древнего каменного престола, о котором писал Иванчин-Писарев, колокольни, главки, ограды. В здании был устроен спортивный зал. В 1990-х гг. храм возвращен верующим. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны". В 2001 году на территории Коломенского кремля проводились археологические раскопки. Историк А.Б. Мазуров пишет: "Раскопками
затронута Воскресенская домовая церковь. Исследования позволили
уточнить по граффити на белокаменном подклете дату строительства четверика церкви (самое начало XVI в.), ранее храм
существовал как деревянный. Выявлен прицерковный некрополь XIV – первой половины XVIII вв. Такие редчайшие находки, как обломок китайского селадонового блюда (всего в Коломне за все время раскопок найдено два обломка подобного типа)
и бронзовая просечная икона-энколпий «Лоно Авраамово»
XIV – XV вв., подчеркивают высокий социальный статус храма". В 2003 г началась реставрация Церкви Воскресения Христова, была заменена кровля и восстановлена глава Храма. В 2007 году завершены внешние отделочные работы.
Видео: Церковь Воскресения Христова (г.Коломна)
Видео: Молния ударила в Церковь Воскресения Христова
|