Каменная церковь Преподобного Сергия Радонежского известна по документам с 1577 г., неоднократно перестраивалась в XVIII в.
Игуменом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела (известен с 1592 г.), добавлен придел в честь Тихвинской иконы Бржией Матери.
В 1828 г. Сергиевская церковь, по причине ветхости и тесноты, была разобрана и начата строением новая с двумя приделами, Тихвинским и Николаевским. Наружные работы окончены в одно лето, а внутренняя отделка произведена уже при игумене Назарии. Сергиевская церковь, богато украшенная, освящена митрополитом Филаретом 2 сентября 1833 г.
В феврале 1827 г. о. Самуил тяжело заболел, жизнь его была спасена старанием врача, однако болезнь оставила свои следы: забывчивость, безвременный сон, физическое изнеможение. Через год болезнь вернулась. С наступлением 1829 г. старец почувствовал совершенный упадок сил. Он не имел сил ходить в храм, его приносили два послушника. В одну из тяжких ночей больной забылся, во сне ему было откровение о скорой кончине. Он собрал братию и сказал: «Я скоро умру». Потом, целуясь в уста и плеча, говорил каждому со слезами и плачем: «Прости меня, грешного!» После причастия старец беседовал со старшими иеромонахами до рассвета, заповедая: «Живите в мире, любви и согласии, тогда у вас все будет хорошо; а если сего единодушия в вас не будет, все братство может прийти в расстройство». Особенно он обращался к духовнику обители Сергию, на случай, если тот будет строителем. 12 февраля по приказанию Самуила начали литургию раньше обычного, в 7 часов. Он велел копать себе могилу на указанном им месте и заплатил могильщику-послушнику 2 рубля; исповедался, надев мантию, сложив руки крестообразно на груди, произнес перед причастием молитву: «Верую, Господи, и исповедую...», а после причастия стоя выслушал благодарственные молитвы. Затем о. Самуил прилег, уснул и вскоре тихо отошел ко Господу на 69-м году жизни. Отпевание тела усопшего совершалось в монастырской церкви 15 февраля протоиереем Коломенского Успенского собора Иродионом Стефановичем Сергиевским в сослужении с о. Назарием и местными иеромонахами. Между протоиереем и старцем был положен завет, чтобы один из них похоронил другого. Тело игумена Самуила было предано земле под соборным Богоявленским храмом в склепе. На могиле поставлен памятник в виде пирамиды.
К Сергиевскому храму примыкает настоятельский корпус. В его нижнем этаже (включающем стены поварни XVII в.), построенном в 1811 г. московским купцом З.Ф. Чекановым как келейный корпус с 12 кельями, размещались трапезная и кухня. Верхний этаж, где помещались настоятельские кельи, был надстроен в 1818 г. После расширения Сергиевской церкви в 1820-1830-х гг. настоятельский корпус был соединен пристройкой с церковной папертью, что позволило устроить выход из настоятельских келий прямо в храм. Настоятельский корпус был выполнен в строгих формах, единственным украшением было
белокаменное крыльцо в виде двухколонного портика. За настоятельским корпусом располагаются хозяйственные постройки монастыря.
Заканчивал строительство и отделку храма ученик оптинского старца Леонида игумен Назарий, который управлял монастырем с 1829 по 1857 г. При нем в 1833 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. Назарий, в мире Николай, родился в 1781 г. Родители его, Иван и Анна Барданосовы, принадлежали к купеческому сословию и жили в г. Серпухове. Занятие их состояло в делании восковых свечей для храма Божия. Они усердно посещали церковь и за свой кроткий, смиренный нрав пользовались расположением многих граждан. В особенности мать была благочестива, она и в будни ходила в церковь ко всякой службе. Кроме того, она имела обычай ночью вставать на молитву, которую всегда творила со слезами; в среду и пяток часто ничего не вкушала, на Страстной же неделе только однажды в Великий Четверток принимала пищу. К нищим была милостива и сострадательна. Она жила более 80 лет и умерла почти на ногах (1 февраля 1824 г.). Ей как-то юродивый предсказал: «Ты умрешь, как свечка. Догорит она и погаснет, так и жизнь твоя кончится». Сравнение очевидно применено к ремеслу, которым заведовала хозяйка дома.
Николай был воспитан родителями в страхе Божием. Мальчиком он охотно играл со сверстниками, но набожная мать следила за ним зорко и охраняла юность его от худых наклонностей. Еще мальчиком 8 лет был отвезен в Москву для приучения к торговле. Здесь он жил в приходе Вознесенской церкви, что за Серпуховскими воротами, у купца Николая Тимофеевича Ремизова, торговавшего так называемым «красным товаром». Дом купца посещал его родной племянник, монах. Общаясь с ним, мальчик почувствовал тайное призвание к иноческой жизни и однажды, с полным убеждением в сбыточности своих слов, сказал ему: «И я буду монахом!» Занятый мечтою о поступлении в монастырь, Николай и сделавшись приказчиком, вел себя степенно, избегал светских развлечений и часы, свободные от торговли, особенно праздничные дни, посвящал молитве и чтению душеспасительных книг. 1 июня 1805 г., на 27-м году, он удалился из Москвы в Белобережскую Николаевскую пустынь, в то время бедную, малоизвестную и весьма уединенную. На этом-то месте, среди брянских лесов, он полагал начало духовного подвижничества под началом отца строителя Леонида, впоследствии знаменитого старца Оптиной Введенской пустыни, в схиме Льва (ум. 1841). В апреле 1806 г. Николай был опять в Москве за новым паспортом. На пути туда он подвергся жестокой лихорадке более чем на шесть недель. Потом отправился с новым годовым паспортом в Коломну и поступил в Старо-Голутвинский общежительный монастырь, где в то время строительскую должность замещал иеромонах Самуил, известный строгостью жизни, и где по образцу Пешношского монастыря введено было чиноположение святой Афонской горы. Николай исправлял пономарское послушание, которое обязывало его первым являться в церковь и после всех оставлять ее; а в келье ревностно изучал наставления святых отцов о монашестве. 23 августа 1807 г. последовало увольнение его от московского купеческого общества, и, как благонадежный, он был указом определен к монастырю, 3 апреля 1808 г. пострижен в рясофор; 8 июня 1811 г. пострижен в мантию с именем Назарий и 11 сентября рукоположен преосвященным Августином, викарием московским, во иеродиакона. Произведенный во иеромонаха в 1814 г., в праздник Успения Божией Матери, он в качестве помощника о. Самуила управлял Бобреневым монастырем, приписным к Голутвинскому. Не без его участия возобновлен в 1822 г. иконостас в монастырской Богородицерождественской церкви и вместо ветхих деревянных с каменным низом архиерейского дома и игуменских келий построен новый дом, в 1860 г. разобранный при строительстве ныне существующего. 28 февраля 1823 г. Назарий определен строителем в Екатерининскую пустынь, находящуюся в Подольском уезде Московской губернии. Здесь его старанием построен каменный двухэтажный братский корпус и в 1825 г. перестроена гостиница (находилась вне монастыря). Наблюдая чистоту и порядок в своей обители, он с 1 сентября 1823 г., был, кроме того, благочинным и духовником Аносинского Борисоглебского девичьего монастыря, основанного в 1823 г. близ Звенигорода усердием княгини Евдокии Николаевны Мещерской, в монашестве Евгении, ставшей первой настоятельницей монастыря. Имея духовных детей из среды мирян, Назарий иногда лично посещал их или посылал к ним письма, замечательные особенно по чувству христианской любви и простосердечия.
9 февраля 1829 г. он посетил голутвинского строителя Самуила. Старец, в ту пору больной, принял его, по долгом ожидании, с великою радостью, «яко чадо свое», предложил погостить в своей обители, а через три дня, 12 февраля, уснул сном праведника. Назарию поручено было преосвященным Иннокентием, викарием Московским, предать тело новопреставленного земле обще с братиею, что и было им исполнено 15 февраля. 4 марта он был назначен преемником Самуила, подобно которому 29 лет заведовал Голутвинской обителью. Новый настоятель, имея от природы слабое телосложение, позволил себе нарушить постановление своего предместника относительно времени благовеста к утрене, назначив звонить в 3 часа вместо 12, как было дотоле. Покойный Самуил обличил его во сне и грозил за это нововведение, не согласное со строгостью монашеской жизни, наказанием Божиим. После того в Голутвине снова узаконен был прежний порядок.
7 июля 1850 г. во время утрени пономарь, войдя южными дверями в алтарь Богоявленской соборной церкви, увидел на ризничном комоде какие-то вещи, завернутые в бумагу. Он объявил о том иеромонахам Дионисию, Нилу и Авраамию (настоятеля за немощью в церкви не было). Сняли бумагу, в свертке были священные сосуды: потир, дискос, звездица и два блюдца. Тут же найдена записка с объяснением, что эти новые серебропозолоченные сосуды назначаются «в придельный храм Тихвинской Божией Матери». Преосвященнейший Филарет, подробно извещенный об этом пожертвовании, положил такую резолюцию: «Бог благословит ведомого ему благотворителя. Слава Богу, что никому не приметно пришел вкладчик; но если просмотрели вкладчика, так же точно могли просмотреть и татя (вора). Велеть игумену обстоятельно спросить пономаря и бывших свидетелями иеромонахов, как могло случиться, что вкладчик вошел в алтарь, не быв никем усмотрен». Спрошенные о том, они дали одинаковое показание: «В продолжение утрени, бывшей 7-го июля, из мирских людей никто в алтарь не входил, а потому и думают, что означенные вещи внесены в алтарь чрез посредство кого-нибудь из монашествующих».
28 июня 1851 г. приплыл из Москвы на барке к Голутвинскому монастырю колокол весом в 500 пудов, неизвестно кем отправленный. На докладе о сем настоятеля владыка написал: «Бог благословит Своим благодатным благословением благодеющего церкви и обители, его же имя Сам весть. Принять колокол на место, да поет во славу Божию».
Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Церковь Сергия Радонежского (в Старо-Голутвине монастыре)
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь (г. Коломна)
Собор Богоявления Господня (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Введения Пресвятой Богородицы (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Трех Святителей Великих (в Коломенской духовной семинарии)
Часовня надкладезная (в Старо-Голутвине монастыре)
Часовня утраченная (в 320 м от Старо-Голутвина монастыря)
Часовня в Москве (Старо-Голутвина монастыря)
Святой колодец (в Старо-Голутвине монастыре)
|