Село Городище находится в северной части Коломны, за р.Коломенкой. Некоторые краеведы считали, что это именно то место, где стояла Коломна до присоединения к Москве. Храм - один из древнейших в городе. Он построен в пригородном
селе коломенских епископов. Нижняя его часть, вероятно, относится к XIV в., трехлопастное завершение - к XVI в., колокольня - кконцу XVII - началу XVIII в. Храмовой иконой церкви с.Городищи была написанная в 1390-х гг. иконописцем круга Феофана Грека икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни», хранящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее.
14 декабря 1735 г. епископ Коломенский Вениамин на прошении вкладчика Стасова о том, что проживающий в Коломне у монастыря на посаде Киприан Онисимов желает построить в с.Городищи при церкви Иоанна Предтечи деревянную паперть с правой стороны от р.Коломенки, написал: «Позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять и паперть светлая быть могла». В 1755 г. дана книга для сбора пожертвований на восстановление в церкви с.Городищи образов и утвари. Тогда же дозволено делать иконостас, писать иконы, «возобновить церковные ветхости».
В 1763 г. «крестьяне с.Городищ и того же прихода деревень Подлипок и Соловцова возмутились против власти архиерея и светской, священноцерковнослужителей с.Городищ хотели убить, почему священник, диакон и дьячок, оставив свои дома, убежали в г. Коломну, предварительно запечатав церковь Иоанна Предтечи, чтобы не разграбили церковного имущества и привесок, находившихся при образе Иоанна Предтечи, и скитались по Коломне... Требы велено исполнять в Городищенском приходе церкви Пророка Илии в с. Сандырях священнику Алексию Иванову.
В 1780 г. дозволено было церковь вновь перекрыть и сложить новую колокольню, также землю, отмежеванную для кладбища, по надлежащему огородить. Согласно дозволению, церковь покрыта железом, сложена новая каменная колокольня. Только кладбище осталось в 1783 г. еще не огороженным, так как крестьяне с. Городищ не желали этого. Решено было послать из Консистории указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне с. Городищ «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли ее». В 1797 г. в приходе храма 130 дворов. Священником в это время в храме Иоанна Предтечи был Петр Иванов, ему сослужили диакон Иродион Иванов, дьячок Михаил Прокопиев, пономарь Иоаким Яковлев.
В 1887 г. к Предтеченскому храму с.Городищи был перемещен священник Василий Платонович Покровский (р. 1836). В 1860 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию по 2 разряду и в 1861 г. был рукоположен во священника к церкви Святого мученика Иоанна Воина в с.Куркино Коломенского уезда (ныне в Ступинском районе). 1 мая 1861 г. о.Василий в собственном доме открыл школу и безвозмездно обучал в ней детей прихожан. В 1869 г. за открытие школы ему было преподано благословение Святейшего Синода. С 1869 по 1876 г. о.Василий преподавал в Куркинской земской школе в качестве учителя и законоучителя, после 1876 и до 1884 г. был только законоучителем. В 1872 г. о.Василий награжден набедренником, в 1875 г. - скуфьей, в 1877 г. - утвержден духовником благочиния, в 1879 г. награжден камилавкой. В 1883 г. о.Василий по состоянию здоровья был уволен за штат. В 1884 г. определен к Воскресенской церкви с.Волович Коломенского уезда и снова утвержден духовником благочиния. По его прошению в с. Воловичах была открыта церковно-приходская школа, в которой о.Василий с 1884 по 1887 г. безвозмездно был учителем и законоучителем. В 1887 г. о.Василий перемещен в с.Городищи. В 1887 г. при Иоанно-Предтеченском храме им была учреждена церковно-приходская школа, она помещалась в наемном доме. Со времени основания и до 1909 г. заведующим школой состоял протоиерей Василий Покровский. Попечительницей с 1902 г. была жена коломенского купца А. Тембурская. В 1916 г. в школе обучались 46 мальчиков и 38 девочек. В 1888 г. о.Василий за труды по народному образованию награжден орденом Святой Анны 3 степени. В 1891 г. утвержден благочинным. С 1891 по 1896 г. был наблюдателем церковно-приходских школ благочиния. В 1895 г. утвержден членом Правления Коломенского Духовного училища. Овдовев, о.Василий сумел воспитать четверых детей: Анну, Серафиму, Александра (р. 1873, священник Покровской церкви с. Покровского Бронницкого уезда), Зою (р. 1867, замужем за священником церкви с.Куркино о.Сергием Никольским). Отцу Василию Покровскому сослужили диакон Георгий Михайлович Величкин и псаломщик Алексей Павлович Озерецковский. В конце XIX в. причт церковный состоял из священника и псаломщика, в 1893 г. определена просфорня. В церковной библиотеке было 60 книг.
В конце XIX в. в храме расширена трапезная, и в ней устроены два придельных храма: Святителя Николая Мирликийского и Апостола Иакова Зеведеева.
С 1905 г. в Иоанно-Предтеченском храме служил протоиерей Родион Иванович Смирнов (в 1916 г. ему было 50 лет). В 1886 г. он окончил Московскую Духовную семинарию. В 1887 г. определен во священника к Воскресенской с. Воскресенского церкви Коломенского уезда. С 1891 по 1901 г. состоял ведомственным духовником, с 1892 по 1896 г. - ведомственным следователем. В 1892 г. награжден набедренником. В 1898 г. - скуфьей, имел медаль в память царствования императора Александра III. В 1899 г. получил письменную благодарность от Московского учебного округа за труды по народному образованию. С 1905 г. - наблюдатель Воскресенской земской народной библиотеки. С 1901 по 1905 г. был заведующим и законоучителем Воскресенского женского церковно-приходского училища, на построение и дальнейшее содержание которого затратил собственные средства. В 1902 г. получил Архипастырское благодарение за внимание к делу в преподавании Закона Божия в школах благочиния. С 1901 по 1905 г. был благочинным.
В 1905 г. переведен к Иоанно-Предтеченской церкви г. Коломны. В 1908 г. утвержден кандидатом в члены правления Коломенского Духовного училища. В 1908 г. награжден наперсным крестом. В 1911 г. перемещен по прошению в Спасо-Бородинский монастырь. В 1914 г. - к Троицкой церкви с.Раменское. В 1914 г. стал законоучителем Раменского фабричного училища, с 1914 г. вел духовно-нравственные чтения для раненых воинов в лазарете при Раменской фабрике Товарищества Малютиных. Имел серебряную медаль в память 25-летия церковно-приходских школ, награжден орденом Святой Анны 3 степени. Во внимание к полезной службе и к деятельному участию в совершении богослужений по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 г., награжден бронзовой медалью в память Отечественной войны 1812 г. Имел юбилейные знаки отличия в память 300-летия Дома Романовых. В 1916 г. возведен в сан протоиерея. У о.Родиона и его супруги Елены Павловны было пятеро детей.
В 1912 г. во священника ко храму с.Городище был рукоположен Василий Сергеевич Соболев (29 лет). Сын псаломщика, в 1908 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда. С 1908 по 1912 г. был учителем в Дорковско-Архангельской церковноприходской школе Бронницкого уезда. С 1912 г. - настоятель Предтеченской церкви с.Городище и законоучитель городищевской церковно-приходской школы. У о.Василия и его жены Анны Алексеевны были дети: Мария и Георгий. Псаломщиком при храме в это время был Алексей Павлович Озерецковский. С 1914 г. церковным старостой был крестьянин Павел Степанович Воронков (в 1916 г. ему исполнился 61 год).
В советское время храм был закрыт и разорен. Краеведческое общество Иоанно-Богословского храма г. Ликино-Дулево определило, что после закрытия церкви Зачатия Иоанна Предтечи иконостас из нее был перенесен в Троицкую церковь с.Низкое Егорьевского района (по рассказам церковнослужителей храма с. Низкое). Проведенная в 1970-х гг. и 1990-х гг. реставрация вернула наружному облику храма многие черты древности (две восстановленные шлемовидные главы, позакомарное покрытие кровли храма). В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. был подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. С 1998 г. - приходской.
Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны". С 1923 по 1930 гг. в Иоанно-Предтеченской церкви служил священник Бажанов Сергей Петрович. «Священномученик Сергий родился 3 февраля 1883 года в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Бажанова. Он окончил три класса Московской Духовной семинарии и был рукоположен в сан диакона к коломенскому Успенскому собору. В 1918 году диакон Сергий был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Троицкие Озерки Коломенского уезда. В 1923 году он был переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь в селе Городищи того же уезда, а с 1930 года стал служить в Никольской церкви в селе Городня Луховицкого района. Отец Сергий Бажанов был награжден набедренником, скуфьей, а в 1928 году епископ Коломенский Феодосий (Ганецкий) наградил его камилавкой. В конце двадцатых - начале тридцатых годов власти усилили гонения на Русскую Православную Церковь. В марте 1930 года начальник районного отдела ОГПУ допросил крестьянина из села Городня в надежде, что он даст показания против священника, но тот, ни словом не обмолвившись о священнике, сказал: «Признаю, что 3 марта сего года мое выступление на общем собрании против ссыпа семян в общие амбары вызвало срыв собрания, хотя я не думал, что так случится, и не хотел этого. Также я допускал отдельные высказывания недовольства тем или иным мероприятием. Признаю свои ошибки и, как бывший рабочий, проработавший до 1917 года 30 лет на коломенском и других заводах, - обещаюсь больше никогда этих ошибок не допускать, а помогать советской власти проводить ее мероприятия, и как я боролся с 1917 года за революцию, так буду бороться и теперь за укрепление власти советов». Тогда же был допрошен сторож церкви, в которой служил отец Сергий. Он сказал: «Признаю свою вину в том, что я во время проведения сельсоветом работы по засыпке в общие амбары семфонда выступил на собрании 3 марта против этой засыпки... я признаю, что дня за два до собрания на квартире у священника отца Сергия вечером собрались священник Сергий, Василий Ефимович Карпухин и его жена Марья, я – Михаил Хренкин. Мы разговаривали по поводу сбора семян и о колхозах. Отец Сергий говорил, что советская власть обдирает и душит крестьян, что семена засыпать в общественные амбары не нужно, таким способом советская власть хочет загнать крестьян в колхозы. Мы поддерживали священника, я и Карпухин тоже говорили, что нужно семян не давать. Священник Сергий - личность явно противосоветская, и всегда в разговоре с Карпухиным, у которого он живет на квартире, а также и со мной, когда я прихожу к ним, выявляет свое недовольство тем, что на него наложили 500 рублей налога и 300 рублей самообложения, и по этому поводу он говорит, что советская власть душит не только попов, но и крестьян, облагая их непосильными налогами». В тот же день был допрошен и отец Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не знаю, антисоветской агитации не вел, церковников, антисоветски настроенных, вокруг себя не группировал, никакой работы по разложению колхозов не вел, внушением населению мысли - незасыпки семян в общественные амбары - не занимался. Я выражал недовольство лишь тем, что тяжело платить мне налоги». Священник Сергий Бажанов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Через два дня, 8 марта 1930 года, власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта - в тюрьме в городе Коломне. 18 марта следователь допросил Карпухина, хозяина дома, где жил священник, и тот сказал: «Чистосердечно признаю свою вину в том, что в связи со сбором семенного фонда я действительно говорил, что у нас столько нет земли, сколько спустил сельсовет собрать семян в своих контрольных цифрах. Также подтверждаю показания Хренкина о том, что перед общим собранием по поводу ссыпки семян в общие амбары у меня в доме были гражданин Хренкин, священник Сергий Бажанов, я и моя жена Марья; разговаривали о ссыпке семян и о колхозах. Священник Бажанов говорил: «Налоги тяжелые, не только попов, но и вас, крестьян, душат этими налогами». В отношении семян он говорил: «Семена ссыпать не стоит, и вы от ссыпки воздержитесь, семенами коммунисты хотят вас загнать в колхозы. Вы семян не ссыпайте и предупредите других». Хренкин, поддерживая священника, говорил, что «эти семена пахнут колхозами». Кроме крестьян, которые не ходили в храм, были допрошены и верующие крестьяне. Старушка Анна Ивановна Журавлева, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Несколько дней тому назад, число и день не помню, гражданка нашей деревни Прасковья Демова, живущая напротив моего дома, увидев меня на крыльце, позвала к себе и сказала, что нашего батюшку забрали, пойдем к Медведевой и узнаем, за что его взяли. По пути следования к нам примкнуло еще несколько женщин, и мы, пригласив Медведеву, церковную старосту, пошли в сельсовет узнать о причине ареста. В сельсовет мы пришли, но нам там ничего не сказали, и мы ушли по домам, погоревав о батюшке. Батюшку нам было жаль, потому что некому будет нас схоронить». Вслед за этим была допрошена Мария Кузьминична Медведева, и она, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Я состою членом церковного совета со времени открытия церкви в селе Городня около двух лет тому назад. Со священником Бажановым жила всегда дружно. Недовольств с его стороны на советскую власть никогда не слышала. Обычно он всегда советовал нам власти подчиняться, заявлял, что в такое время живем и надо терпеть. Когда батюшку забрали, я его очень жалела, думая, что его арестовали понапрасну. Дня четыре или три тому назад ко мне в дом пришли Лукерья Кузьминична Зимина и Анна Журавлева и стали посылать меня в совет узнать, за что взяли нашего батюшку. Я идти одна отказалась, и мы все трое пошли в совет, а в пути к нам присоединилось еще около семи женщин, и мы, придя в совет, хотели узнать причину его ареста, но нам этого не сказали, и мы разошлись по домам». Старик-фельдшер, которого обвинили в близком знакомстве со священником, лаконично ответил следователю: «Личного знакомства со священником Бажановым я никогда не имел. О его антисоветской агитации против засыпки семян ничего не знаю. Больше показать ничего не могу». После допросов свидетелей вновь был допрошен отец Сергий. Он сказал следующее: «Виновным себя ни в чем не признаю, никакой антисоветской и антиколхозной агитацией не занимался... Когда я был на квартире у себя и разговаривал с квартирным хозяином, я действительно жаловался на большие налоги, наложенные на меня, но о налогах вообще, и о колхозах, и о жизни крестьян я не говорил, и никаких советов я никому не давал». После всех этих допросов следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник будто бы «с 1930 года вел систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией и советской властью мероприятий в деревне, благодаря его внушению в селе Городня было сорвано создание семенного фонда к весенней посевной кампании 1932 года». 3 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь на допросе стал спрашивать об аресте священника в 1932 году. - В 1932 году вы вели контрреволюционную агитацию против колхозного строительства? - спросил он. - Подтверждаете ли это? - Этого я не подтверждаю, - ответил священник. - В 1936 году среди колхозников вы вели контрреволюционную агитацию? - Этого я не признаю. - В мае 1937 года вы среди колхозников вели контрреволюционную агитацию на религиозные темы? - Этого я не подтверждаю. 25 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 30 июня 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области. В августе 2000 года Сергий Петрович Бажанов был причислен к лику святых». Первоисточник: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века».
Видео: Церковь Иоанна Предтечи
(г.Коломна, Городищи)
|