Село Горностаево имеет более чем четырёхвековую историю. В писцовой книге XVI в. сказано: «За Иваном за Яковлевым сыном Бирева, а преж се было за отцом его за Яковом за Биревым деревня Горностаево, на речке на Язвине, а в ней двор помещиков, да крестьянских 5 мест дворовых». В 1646 г. «д.Горностаево с 17 крестьянскими и бобыльскими дворами за Борисом Петровичем Шереметевым». Боярин Б.П. Шереметев (ум. 1650) участвовал в Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова. Был воеводой в Свияжске и Архангельске. Его сын Василий Борисович в 1658 г. защищал Киев от осаждавших его казаков и крымских татар, обратил их в бегство и захватил 12 пушек и 48 знамен. В 1660 г. под Чудновым попал с небольшими силами в окружение. Он был окружен поляками и крымскими татарами. Более 8 недель он отражал все нападения превосходящих сил неприятеля, но голод и болезни в его войске принудили его согласиться на свободный выход его войск и пропуск их в Россию. Но проляки обманули, у взяли его в плен. Он был выдан крымскому царевичу Нарадину, и 20 лет провел в тяжелом плену. Получив свободу, он вернулся в свое с.Чиркино в Коломенском уезде, где и скончался 9 апреля 1690 г. Он отдал свое имение двоюродному племяннику Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719), будущему графу и фельдмаршалу.
В 1778 г. селом владел премьер-майор, князь Александр Алексеевич Долгоруков (1718-1782). В 1805 г. - его сын князь Михаил Александрович (1758-1817). В 1815 г. с. Горностаево - во владении князя Бориса Михайловича Черкасского (1756-1828). В 1830-х гг. село принадлежало коллежскому асессору, князю Николаю Борисовичу Черкасскому (1804-1837). В 1852 г. - князю Алексею Борисовичу Черкасскому. В 1852 г. в селе было 49 дворов, в которых жили 137 крестьян и 167 крестьянок. В 1911 г. здесь было имение братьев
Жучковых. Нелегко среди строений совхоза «Индустрия» найти остатки взорванной в 1935 г. церкви. Если ехать от Непецина, то они справа от дороги за магазином. Сохранились трапезная часть, первый ярус колокольни и здание церковно-приходской школы.
Храм упоминается в «Истории русского искусства» (т. IV) под редакцией И.Э. Грабаря (издание Академии наук СССР, М., 1959), где сказано: «... постройки центрических храмов, подобных церкви в Филях, были широко распространены в 90-х гг. XVII в. - в начале XVIII в. (среди них должны быть названы... Владимирская церковь в Китай-городе... храм в селе Горностаево близ Коломны)». Не удалось отыскать фотографии церкви, но в архиве было найдено описание и чертёж: «Пятиярусная церковь типа «нарышкинских» конца XVII - начала XVIII вв. Здание кирпичное с белокаменными деталями. Прямоугольный первый ярус переходит в уменьшающиеся восьмерики. Карнизы восьмериков украшены разрывными фронтонами типа «петушиных гребешков». Оконные наличники оформлены колоннами с разрывными фронтонами. Углы восьмериков декорированы полуколоннами на кронштейнах. Ампирные апсиды низкие, тройчатые. При церкви более поздняя трапезная, под двухскатной кровлей». Сама Владимирская церковь до пристройки трапезной и колокольни была каменной, однопрестольной с деревянной колокольней. При ней было 3 десятины усадебной земли, пахотной и
сенокоса - 33 десятины.
В 1833 г. священником здесь был Александр Филиппович Богрецов. С 1839 г. по 1871 г. настоятель церкви с. Горностаево о.Григорий Иванович Горетовский (1816-1904), прибывший на
приход сразу по окончании Рязанской Духовной семинарии. Затем он служил в с.Новленское (современный г. Воскресенск). Он был возведён в сан протоиерея, отмечен всеми наградами, включая право служить с открытыми царскими вратами до «Отче наш», и удостоен личного дворянства. В 1889 г. окрестное духовенство съехалось на празднование 50-летия служения о. Григория в священном сане.
После него в Горностаево определён о. Клавдий Цветаев, окончивший в 1871 г. Вифанскую семинарию. Дьячком служил Иван Васильевич Соколов. Отец Клавдий
всецело предал себя устройству своего
беднейшего храма, хотел к холодному пристроить два тёплых придела. Денег почти не было, а прихожане, 200 душ, едва кормились, и более половины поселян, раскольники, отказались помогать. С испрошенной сборной книгой о. Клавдий сам отправился искать средства. В феврале 1877 г. на имя преосвященного Игнатия, епископа Можайского, от священника Владимирской церкви с.Горностаево Клавдия Цветкова было направлено всепокорнейшее прошение, в котором говорилось о том, что церковь, при которой он состоит священником, однопрестольная, при ней нет ни колокольни, ни ограды, стоит она на отлёте от жилья, даже от домов причта более чем в полуверсте. Почти со дня его поступления на означенное место (14 сентября 1871 г.) у него было желание выстроить при церкви каменную, пусть небольшую, колокольню. Об этом желании он сообщил многим, благодаря чему удалось собрать 600 рублей. Служение в холодном храме открыло нужду в построении тёплой, хоть и небольшой церкви. Да и многочисленные богомольцы, нередко и зимой приходившие в храм на поклонение чудотворной иконе Плакущей Божией Матери (о. Клавдий получил замечание, что он не имел права так называть икону в официальной бумаге, так как высшим духовным начальством икона чудотворной не была признана), указывали, как на недостаток, на отсутствие тёплого храма. Суровые зимы оставляли церковь почти без прихожан. Однако нашлись благодетели, в числе их братья Губонины, кто побудил священника взяться за дело. Был составлен план придельного храма в честь Святого великомученика Никиты и каменной колокольни, начали заготавливать строительные материалы. Разрешение на строительство было получено. Отец Клавдий нашёл добрых благотворителей, приготовил материал и в 1878 г. начал строить новые приделы по проекту архитектора Петра Сантиновича Кампиони (ум. 1878). Но как только приступил - умерла его жена, оставив шестерых маленьких детей. Тем не менее в 1889 г. окончены были два придела с духовым отоплением и большой каменной колокольней.
22 октября состоялось освящение двух приделов - Святого великомученика Никиты и Святителя Афанасия Патриарха Александрийского. Местному настоятелю и благочинному о. Клавдию Цветаеву сослужили священники Ильинский из с.Шкинь, Никольский из с.Сапроново, Зверев из с.Лыково и Машков из с.Прусы, три дьякона из с.Рыблово, Шкинь и Лыково, певчие - мальчики из земской школы с.Сапроново под управлением учителя Сергея Величкина. Присутствовал наблюдатель церковноприходских школ, священник с. Чиркино В. Померанцев.
Отец Клавдий ввёл неспешное богослужение с общедоступным пением «Отче наш» и «Верую». Каждый воскресный день истово отправлялись молебны с акафистом местночтимой иконе Плакущей Божией Матери. С 1874 по 1884 г. о. Клавдий был законоучителем в Шкиньской начальной школе. В 1882 г. утверждён духовником благочиния и в 1884 г. - благочинным. В 1885 г. стал кандидатом в члены правления Коломенского Духовного училища. С 1888 по 1896 г. был заведующим и законоучителем Горностаевской церковноприходской школы, открытой им на собственные средства в своём доме, безвозмездно. В 1896 г. о. Клавдий переведён в Московский Троицкий, что в Покровском, храм.
С 1896 г. в храме с. Горностаево служил священник Пётр Григорьевич Любимов (43-х лет), сын священника. В 1894 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию со степенью студента. С 1895 г. был учителем церковноприходской школы с. Прусы. Женившись на дочери о. Клавдия, он получил место священника Владимирского храма с. Горностаево и был назначен законоучителем местной церковноприходской школы, для которой в 1903 г. о. Клавдий Цветаев на собственные средства построил каменное здание. В 1909 г. в школе было 36 учащихся. В 1905 г. о.Пётр награждён набедренником, в 1911 г. - скуфьёй, в 1916 г. - камилавкой. У о.Петра и его жены Ольги Клавдиевны было шестеро детей: Степан (19 лет) учился в Московской Духовной семинарии), Анна, Григорий и Владимир во 2-м классе Коломенского Духовного училища, Елена и Татьяна. Псаломщиком был Иван Степанович Виноградов (53-х лет).
В 1890 г., по окончании Московской Духовной семинарии, учителем церковноприходской школы с. Горностаева Коломенского уезда был назначен Богоявленский Дмитрий Алексеевич (1868-1937). Он родился в с.Шапово (в наше время в Ступинском районе), в семье священника. В 1892 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Купавна. С 1892 по 1896 г. о.Димитрий преподавал Закон Божий в начальной школе при химическом заводе Малютиных (товарищество Малютиных помогало Троицкому храму, с 1900 по 1917 г. покупало для него свечи) и в школе при фабрике братьев Бабкиных. С 1896 по 1902 г. состоял членом Совета Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. С 1897 г. - председатель Купавинского церковноприходского попечительства. В семье о.Димитрия было 5 детей. За ревностное служение Церкви он был возведён в сан протоиерея. 12 ноября 1937 г. о.Димитрий был арестован в церковной сторожке, где жил, по ложному обвинению в контрреволюционной агитации, и 21 ноября расстрелян.
В наше время в трапезной части храма, избежавшей разрушения, - склад продовольственного магазина.
Соседняя с Горностаевым, расположенная выше по течению р.Северки д.Борисово, принадлежавшая помещикам Бибиковым, - родина Петра Ионовича Губонина (1825-1894), известного железнодорожного инженера, построившего ряд новых линий, выполнившего много частных подрядов и сделавшего себе состояние, исчислявшееся в десятках миллионов рублей. Его отец Иона был каменщиком и имел около Подольска небольшое предприятие для обтёсывания камней. С молодых лет и сын стал заниматься подрядами по каменным работам. Вместе с инженером Садовским он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги. Работа была удачно выполнена. Во 2-й половине 1860-х гг. Пётр Ионович, временами один, временами в компании построил немало новых дорог: Орловско-Витебскую, Грязе-Царицынскую, Лозово-Севастопольскую, Уральскую, Горнозаводскую, Балтийскую и другие. Став богатым человеком, он принял участие в создании многих предприятий, банковских (Волжско-Камский банк), страховых компаний (Северное страховое общество), общества «Нефть» и других. Купил в Крыму известное имение Гурзуф, завёл там образцовое виноделие и стремился сделать европейский курорт. Известный русский врач-невропатолог С.С. Корсаков так описывал Гурзуф: «Внизу около моря дом Губонина и две большие красивые гостиницы с большими террасами, окружённые цветниками. Гостиницы дороги, некомфортабельны... Имение это прежде принадлежало Раевскому, у которого жил Пушкин... Губонин, конечно, прибавил несколько в красоте местности, разбив цветники, устроив гостиницы и т.п., но видно, что он не желает, чтобы его деньги пропали даром: тут уже и какая-то труба от паровой машины, и виноделие, за вино которого приходится и на месте платить довольно дорого, дорогая гостиница-ресторан, музыка и т.д.». Губонин был тесно связан деловыми отношениями с Кокоревым, некогда они вместе получали концессии. Губонин принимал участие в создании культурных очагов. В значительной степени на его средства было выстроено Комиссаровское техническое училище в Москве, которое долгое время готовило техников, очень ценившихся в московской промышленности. Принимал Губонин ближайшее участие и в постройке в Москве храма Христа Спасителя. Выйдя из крепостных крестьян, он прошёл в купечество и вышел во дворянство. Он имел чин тайного советника и получил потомственное дворянство особым высочайшим указом «в воздаяние пожертвований с 1870-1872 г. на устройство и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе». Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Церковь Владимирской Иконы Божией Матери (с.Горностаево)
|