Село Лысцево на р. Коломенке - одно из древнейших в Коломенской округе. Некоторые исследователи считают, что им владел ещё Иван Данилович Калита (2-я половина XIII в. -1340), завещавший село жене Ульяне. Великий князь Московский Симеон Гордый (1316-1353) в 1353 г. завещал с. Лысцевское (так в те времена называли Лысцево) жене Марье, дочери великого князя Тверского Александра Михайловича. В 1356 г. великий князь Иван Красный (1326-1359) отдал село во владение своей жене Александре: «А се дал есмь княгине своей Александре Димитриевне ис Коломенских волостей... село Лысцевское... А по животе меня княгини, те волости и села и треть тамги дастся сыну моему князю Димитрию и князю Ивану, в которого уезде то того и есть». Великий князь Димитрий Иванович Донской (1350-1389) завещал село жене Евдокии, дочери великого князя нижегородского Димитрия Константиновича: «А се даю своей княгини Евдокии Димитриевне из удела сына своего княж Васильева Канив, Песочну, а из сёл Малиновское село, Лысцево». В 1451 г. по завещанию супруги великого князя Василия Дмитриевича, Софьи Витовтовны (ум. 1503), Лысцево перешло к жене великого князя Василия Васильевича Тёмного, Марии Ярославовне (ум. 1485). В 1462 г. великий князь Василий Васильевич подтвердил владения своей жены своей духовной грамотой: «А из удела сына своего Иванова из Коломны даю своей княгине Марье Ярославовне волостей... да даю своей княгине... да село Лысцевское и з деревнями, да Бабышово у города у Коломны, что ей дала моя мати великая княгиня»... И дальше село оставалось великокняжеским.Причт церковный состоял из священника и псаломщика. С 1746 по 1756 г. в храме с. Лысцево служил священник Василий Саввин. В 1764 г. было велено дать указ на собирание по епархии на год для церковного строения на храм с. Лысцево. Потому что в Лысцеве церковь была деревянная, в иконостасе недоставало икон пророков и праотцев, не было полного круга книг церковных, не имелось колокольни. На это и собирали прихожане пожертвования. В приходе было 98 дворов, в 1792 г. - уже 120 дворов.
В 1770-х гг. селом владел капитан Василий Ртищев. В 1780 г. тщанием проживавшего в приходе капитана Михаила Васильевича Ртищева построена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с тёплыми приделами Великомученика Феодора Тирона и Мученицы Параскевы в трапезной. Иконостас главного храма был украшен фигурами ангелов, в храме были чудотворная икона Мученицы Параскевы, именуемой Пятницей, и особо чтимая икона Святителя Николая Мирликийского. Деревянный храм стоял к востоку от каменного на 80 сажен. Когда деревянный храм сгорел, на его месте был поставлен голубец - часовня-столб с иконами и крестом. Церковь и колокольня были каменными, только колокольня в 1816 г. дала трещину, а трапезная оказалась тесной. По прошению тайного советника Данилы Григорьевича Волчкова дозволено в Покровской церкви трапезу распространить, а колокольню вновь построить, не касаясь церковной суммы, на деньги Д.Г. Волчкова. В 1852 г. с. Лысцево - во владении надворного советника Михаила Васильевича Курманалеева. В селе 150 дворов (проживали 521 крестьянин и 602 крестьянки), фарфоровая фабрика Кудинова и шёлковая Антонова.
В приходе храма, кроме с. Лысцево, в котором в 1869 г. была открыта земская школа, были дер. Семибратское и Ульяновка.
В 1875 г. была пристроены колокольня и трапезная, в которую
перенесены приделы Великомученика Феодора Тирона и Мученицы Параскевы. План церкви показывает, что новые придельные храмы были пристроены с двух сторон к стенам старой трапезной. Церковь обнесли каменной оградой с железными решётками. С 1886 г. при храме с. Лысцево служил священник Константин Минервин, 22-х лет, после окончания Московской Духовной семинарии он был рукоположен во священника Покровскому храму с. Лысцево. С 1914 г. церковным старостой был мещанин Георгий Иванович Грязнов (54-х лет). В церковной библиотеке было 120 книг.
В 1900 г. ко храму Покрова Пресвятой Богородицы с. Лысцево был рукоположен Косминков Павел Васильевич (1859-1938), сын священника. Священномученик Павел родился в 1875 году в селе Новинки Серпуховского уезда в семье священника Василия Косминкова. По окончании Московской семинарии был рукоположен во священника, и с 1900 года служил в Покровской церкви в селе Лысцево Коломенского уезда. После революции отец Павел был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.
В 1929 году власти арестовали находящегося на покое епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого). Владыку обвинили в создании контрреволюционной группы духовенства. Вместе с ним были взяты священники, монахи и миряне. 25 ноября был арестован отец Павел и заключен в коломенскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос.
– Я произносил с амвона проповеди в защиту веры, в которых допускал резкие выражения по отношению к современному строю, к общественной жизни, – сказал отец Павел. – Я делал сравнение, что как перед всемирным потопом было неверие, так и в настоящий момент в дни неверия мы находимся перед скорым вторым пришествием Христовым. За неверие, за отступление от Бога и за то, что поддались лжепророкам и тем, кому всё это выгодно, что происходит в наши дни при советской власти, – будет наказание от Бога. Такие проповеди я произносил не только у себя в церкви в селе Лысцево, но и в Голутвинском монастыре, в соборе, в селах Протопопово, Коробчеево и других. Я преследовал цель удержать верующих в Церкви, так как кругом видел, что церкви начинают пустеть… В другие приходы я приходил по приглашению церковных советов, а не самочинно… Как благочинный всегда старался свои обязанности исполнять так, как это было установлено у нас до революции. Отец Павел также подтвердил, что оказывал епископу Феодосию материальную помощь. 5 декабря ему было предъявлено обвинение в том, что «он открыто с амвона произносил контрреволюционные проповеди… Находясь в близких отношениях с бывшим епископом Феодосием, оказывал ему материальную поддержку и при его содействии вёл контрреволюционную деятельность». На этом документе отец Павел написал: «С епископом Феодосием находился в официальных отношениях, проповеди произносил лишь только касательно истин веры без контрреволюционных целей». 3 февраля 1930 года коллегия ОГПУ приговорила протоиерея Павла Косминкова к заключению в исправительно-трудовой лагерь на три года. Отец Павел был арестован и сослан в Архангельск, где трудился истопником. Оттуда батюшка возвратился в Покровскую церковь в Лысцево.
За усердное служение Церкви Божией в 1933 году был награжден палицей. В июле 1934 года отца Павла назначили в Никольский храм в селе Столпово Зарайского района. Между тем пятилетний план «Союза воинствующих безбожников », ставивший своей целью искоренение религии в нашем государстве, провалился. По данным переписи 1937 года, две трети сельского и одна треть городского населения страны продолжали считать себя верующими. Для окончательного «преодоления» религии власти выбрали более «надёжный», чем пропаганда, метод репрессий. Аресты охватили большую часть духовенства. В октябре 1937 года следователь районного отделения НКВД допросил жителей села. Один из них, председатель сельсовета, заявил: «В марте 1937 года Косминков среди населения высказывал недовольство по поводу отсутствия средств на ремонт церкви и говорил: «Вот до чего довела нас советская власть – церковь разрушается, и никто не хочет её ремонтировать. Нам, православным нужно на советскую власть не обращать внимания, а церковь привести в порядок. Советская власть и коммунисты всячески стараются отбить нас от Господа Бога, но у них ничего не выйдет. Вы, православные, держитесь за Церковь – это наше спасение… В мае 1937 года Косминков высказывался среди населения против сталинской конституции, говорил, что советские законы издаются для того, чтобы затемнять глаза народу. В законах пишут о свободном вероисповедании, а на самом деле этого нет, и народ под видом всевозможных причин лишают права на отправление религиозных треб. Народ требует, чтобы я ходил по домам православных, а советская власть не разрешает. Всё равно, сколько она не препятствуй, а отправление религиозных треб производить будем. Советская власть перед народом бессильна. Если народ хочет, то ничем его не удержишь. Мы с вами, православные, отлично понимаем обман, которые пишут в конституции коммунисты. Мы их за этот обман заставим перед народом расплачиваться…». Через несколько дней власти приняли решение арестовать отца Павла. 15 ноября 1937 года постановление об аресте утвердил начальник управления НКВД по Московской области Якубович. В ночь в 16 на 17 ноября в дом к отцу Павлу пришли сотрудники НКВД, предъявили ордер на обыск и арест. Перерыв весь дом, они изъяли дароносицу, а отца Павла доставили в коломенскую тюрьму, где он был допрошен.
– Следствию известно, что вы среди населения Столпово вели активную антисоветскую контрреволюционную деятельность. Подтверждаете ли вы это? – спросил следователь.
– Я это отрицаю. Никогда никакой контрреволюционной деятельности я не вел, – ответил священник.
– Следствию также известно, что вы, будучи недовольны существующим строем советской власти, высказывали пораженческие настроения против советской власти, при этом клеветали на новую сталинскую конституцию. Подтверждаете ли вы это?
– Я это отрицаю, так как пораженческие настроения против советской власти не высказывал и также никакой клеветы на новую конституцию не делал. Виновным себя в антисоветской и контрреволюционной деятельности не признаю.
25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Его перевели в Таганскую тюрьму, откуда этапом отправили в Марийский лагерь НКВД. Находясь в заключении, протоиерей Павел Косминков умер от непосильных условий содержания 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Отец Павел канонизирован в апреле 2006 года. Память его совершается в день его кончины 2 марта. Псаломщиком в храме с. Лысцево был Пётр Николаевич Алексеевский.
В 1938 г. храм был закрыт. Завершение храма, колокольня, главный храм разобраны на кирпич. В 1998 г. руины возвращены верующим.
Видео: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с.Лысцево)
Святой источник Параскевы Пятницы (с.Лысцево)
|