В писцовых книгах XVI в. записано: «За Юрьем Фёдоровым сыном Протасова, а преж того в поместье было за отцом его: полсельца Карасева, на Щерчке... За Юрьем за Фёдоровым Хотяинцова, а преж того было за отцом его четверть пустоши, что была четверть сельца Карасёва на Щерчке... В поместьи было за Петром за Шестовым, четь пустоши сельца Карасёва».
В XVIII в. в деревянной Покровской церкви с. Карасёва с 1741 по 1746 г. служил священник Филипп Иванов. В 1789 г. по смерти священника церковь «по малоприходству» (10 дворов) была упразднена и приход приписан к с. Воловичам. После упразднения Коломенской епархии, вероятно, кем-то был поднят вопрос о карасевской церкви. Резолюция митрополита Платона 1800 г., подтверждающая упразднение храма: «В селе Карасёве священника нет, а приходу только 9 дворов, приписать её к ближней церкви, а дьячку и пономарю велеть искать других мест». В 1849 г. помещики коломенской округи Елизавета Петровна Осипова и её сын, губернский секретарь Николай Михайлович Осипов, просили его высокопреосвященство определить к приписной Покровской церкви с. Карасёва особого церковного старосту. Карасёвом в то время владела сестра Елизаветы Петровны, девица Екатерина Петровна Колемина.
Ныне существующая каменная церковь в с. Малое Карасёво была построена в 1853-1855 гг. на средства местных помещиков Елизаветы Петровны и Николая Михайловича Осиновых. Тогда же была возведена и колокольня. В ноябре 1855 г. от Е.П. и Н.М. Осиповых на имя митрополита Филарета было отправлено прошение: «По благословению Вашего Высокопреосвященства, в имении нашем, с. Карасёве, приписанном к Воловичам, построена нашим иждивением каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая уже и освящена. В настоящее время богослужение в ней совершается причтом с. Волович весьма редко, между тем как при сей церкви находится кладбище и погребаются умершие крестьяне карасёвские, почему потребно более частое служение для поминовения, а с другой стороны, приход с. Волович расположен так, что одна половина его, именно сельцо Паново и деревни Семёновское и Змиево, ближе к селу Воловичам, а другая, и именно два сельца Большое и Малое Гришино и д. Большое Карасёво, ближе к с. Карасёву, а потому 1-й половине удобней являться к богослужению в церковь с. Волович, а 2-й половине в церковь с. Карасёва, и было бы справедливо, если бы богослужение совершалось в сих двух церквах по очереди. Если же Ваше Высокопреосвященство не признаете сего удобным, то не благоугодно ли будет предписать оному причту совершать богослужение по крайней мере в карасевской церкви через два, в третье воскресенье, а в торжественные праздники, когда богослужение по порядку должно совершаться в самостоятельной церкви, нам позволить приглашать для служения в карасевской церкви заштатных священников. Для облегчения и удобств причту с. Волович мы обязуемся доставлять подводы из с. Карасёва в с. Воловичи и обратно». Было решено вменить в обязанность причту Воскресенской церкви с. Волович отправлять богослужение в с. Карасёве через каждые две недели в третью, в торжественные и праздничные дни предоставить господам Осиповым «для служения в оной церкви приглашать благонадёжных из заштатных священников или иеромонахов из монастырей».
В 1913 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых Покровский храм был обновлён иждивением ктитора, потомственного почётного гражданина Матвея Кондратьевича Колышкина. Освящён 28 сентября 1914 г. К храму была приписана деревянная часовня, выстроенная г. Осиповым на новом кладбище.
В 1911 г. в Большом Карасёве было имение Н.К. Филимонова и В.К. Филимонова, в Малом Карасёве - В.В. Лядова. При храме была библиотека с 87 книгами. В приходе школа в д. Карасёво. Церковным старостой был Матвей Кондратьевич Колышкин (58 лет). В 1914 г. за 45-летнюю торговую деятельность он был награждён званием потомственного почётного гражданина. В должности старосты с 1913 г.
Причт состоял из священника и псаломщика. В 1876 г. к Покровскому храму был рукоположен во священника Пётр Михайлович Поспелов (род. 1845). В 1866 г. он окончил Московскую Духовную семинарию, находился в числе послушников Московского Богоявленского монастыря. В 1867 г. произведён во диакона к Успенской церкви с. Черкизово Коломенского уезда. С 1868 по 1875 г. о. Пётр имел частную школу в собственном доме. С 1875 г. утверждён законоучителем в школе с. Черкизово. В 1876 г. переведён в Карасёво с рукоположением во священника. С 1876 по 1878 г. состоял законоучителем Протопоповской школы, оставил её по неудобству сообщения. С 1881 г. состоял законоучителем Карасевскои школы. В 1883 г. за свою педагогическую деятельность получил письменную благодарность Коломенского земского собрания. В 1884 г. награждён набедренником. В 1892 г. получил благословение Святейшего Синода за ревностную службу и усердие ко храму Божию. В 1893 г. награждён скуфьёй. В 1896-1897 гг. состоял законоучителем Акатовской школы, подменяя заболевшего благочинного о. Димитрия Боголепова. В 1899 г. утверждён законоучителем Больше-Уваровской школы. В семье о. Петра были дети Мария, Сергей, Николай, Екатерина, Александра. В 1899 г. псаломщиком при храме служил Георгий Васильевич Парусников (54-х лет).
В 1907 г. ко храму с. Карасёво рукоположен Димитрий Александрович Казанский (34 года). В 1904 г. он окончил Московскую Духовную семинарию по 2-му разряду и назначен законоучителем Гостиловской церковноприходской школы Бронницкого уезда. В 1907 г. определён во священника к местной церкви, состоял законоучителем Карасёвской земской школы, а с 1908 г. - законоучителем и Кудрявцевской земской школы. В 1913 г. награждён набедренником. У о. Димитрия и его жены Александры Петровны были три дочери (Нина, Капитолина и Надежда). В 1916 г. псаломщиком в Карасёвском храме был Филипп Денисович Александров. В это же время при храме жила дочь предыдущего священника Петра Поспелова, девица Мария, она существовала на пенсию из государственного казначейства, на деньги из попечительства о бедных духовного звания.
Отец Димитрий скончался от тифа в 1917 г. Его супруга Александра Петровна умерла в 1952 г. Они похоронены рядом с храмом.
После отца Димитрия Казанского весьма непродолжительное время служил священник Успенский. В самом начале 1920-х гг. храм закрыли. Но через десять лет он снова открыл двери для православного люда. Был прислан священник Нарбеков (имя его неизвестно). Рассказывают, что он активно помогал создававшемуся в селе колхозу, давал деньги на приобретение орудий труда, хотя и высказывал мысль, что колхозы организовывать ещё рано. В 1937 г. его арестовали, и церковь закрыли снова. Внутреннее убранство тогда не пострадало. В 1944 г. гонения ослабли, некоторые храмы стали возвращать верующим. В 1948 г. церковь вновь открыли. В те суровые времена у власть предержащих сформировалось особое отношение к духовенству. Как правило, священников не задерживали на одном приходе, чтобы они не успели расположить к себе людей и не имели возможности их постоянно духовно окормлять. С 1948 г. в церкви Покрова служил священник Василий. С 1950 г., сразу после окончания семинарии ко храму с. Малое Карасёво был рукоположен во священника Анатолий Гуданов (1928-2007). В 1952 г. он был переведен в церковь Преображения Господня с. Спас Осташевского района, и в 1958 г. назначен вторым священником Преображенской церкви на Преображенской площади в Москве. После того как храм, в 1964 г., взорвали. Отец Анатолий был переведен в Воскресенскую церковь в Сокольники. В 1952-1953 гг. настоятелем Покровского храма с. Малое Карасёво был о. Борис Пономарёв, фронтовик, удостоенный впоследствии всех наград священника, включая митру и орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени. При о. Борисе начались активная реставрация храма и восстановление церковноприходской жизни. Его супруга, матушка София, организовала церковный хор, сама занималась иконописью. После с. Карасёва о. Борис 45 лет служил в храме Илии Пророка в г. Можайске. В 1999 г. злодейски убит.
После о. Бориса в Карасёво назначили престарелого священника Василия Бармушкина, вернувшегося из заключения, затем иеромонаха Иоанна, потом о. Кирилла, выходца с Западной Украины. В конце 1940-х - начале 1960-х гг. в Коломенском районе храм с. Карасёво был единственным, в котором совершались богослужения. Начались хрущевские гонения на Церковь, под различными предлогами в стране закрыли половину церквей.
В 1963 г. храм в с. Малое Карасёво был закрыт по надуманным обвинениям: «В деятельности религиозного общества и его исполнительного органа допускались систематические нарушения законодательства о культах (организация служб и оказание других религиозных обрядов в период ремонта церковного здания, самовольное захоронение на закрытом кладбище около церкви, расположенном в центре села, хождение по домам для сбора подписей верующих граждан, самовольная выплата дополнительной оплаты священнику). Между членами религиозного общества и священнослужителями часто возникают, на почве недостойного поведения последних, раздоры, в результате которых многие священнослужители снимались с регистрации». Это закрытие, третье, стало для святыни самым разрушительным. Церковь была со всех сторон окружена милицейскими нарядами, а заключённые «пятнадцатисуточники» ломали иконостас и киоты, выносили старинные образа и грузили их на машины. Храм был осквернён и поруган. Верующий народ ничего не мог сделать. В церкви было устроено общежитие для студентов, приезжавших в совхоз на сезонные работы. Но вскоре его закрыли, так как молодёжь начала жаловаться руководству совхоза, что в здании, отведённом под жильё творятся «страшные вещи», «в нём просто невозможно ночевать». Храм стали использовать под зернохранилище.
В 1989 г. разорённый храм возвратили верующим. Началось его восстановление.
Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с.Малое Карасево)
|