Старообрядческая Троицкая Церковь (с.Октябрьское) РАЗРУШЕНА |
|
Село Октябрьское получило свое название в советское время. Ранее оно называлось Поповка. Название «Поповка» село получило благодаря большой концентрации верующих жителей. Старожилы утверждают, что во времена раскола сюда бежали люди и образовали поселение. Первые семьи, которые здесь обосновались - Брысины, Пичугины, Чистяковы, Ерофеевы... В дальнейшем численность села увеличивалась за счет браков и подселений. Примечательно, что с.Поповку называли селом «Трех вер», так как на территории одного села действовали три Церкви. Все они были разных вероисповеданий. Первая Церковь, если ехать со стороны Коломны, была Федосеевская (старообрядческая, беспоповцы - не приемлющие священства), вторая - деревянная Троицкая (старообрядческая, поповцы - приемлющие священство), третья - каменная Троицкая (православная, РПЦ - Русская Православная Церковь). Также в с.Поповка находилась Часовня, которая была разрушена в конце 1920-х - начале 1930-х гг.
Старообрядческая деревянная Троицкая Церковь была самой большой в селе, как по зданию, так и по приходу. В книге Добролюбова И.В. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (1891) читаем: «…раскольников поповщин. согласия в дер. Поповке муж. пола 160, жен. пола 182…» Храм имел высокий каменный фундамент, железную ограду, на окнах были ажурные решетки в виде пик. Старожилы говорят: «Вмещалось в нее чуть ли не все население Поповки. На Пасху 1938-го народу было - не пройти». Большинство жителей села ходили именно в нее. Староверы с.Поповки старались заключать браки только с единоверцами из односельчан или ходили искать свою вторую половинку через лес в село Дмитровцы, там также жили старообрядцы. Старообрядческая деревянная Троицкая Церковь действовала до конца 1939-го года. Одним из последних Священников был о.Георгий Николаев. В начале 40-х за Храмом был разбит лагерь курсантов летного училища: палатки стояли в сторону Оки до луга. Деревянное здание Церкви стали использовать как столовую для курсантов. Курсанты шли в столовую и пели: «Гремя огнем, сверкая блеском стали / Пойдут машины в яростный поход, / Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин / И первый маршал в бой нас поведет!» Но, что примечательно, курсанты вели себя достойно: отремонтировали просевший угол деревянного пола Церкви, ни одна храмовая Икона не была ими тронута. Курсанты летали с Коробчеевского аэродрома, учебную бомбежку проводили на берегу Оки - близ села. Самолеты стояли на поле, замаскированные под копны. Во время войны произошел один примечательный случай. Над расположением курсантов пролетали немецкие самолеты. Один из часовых сделал по неприятелю несколько выстрелов из винтовки. «Обидевшийся» пилот бомбардировщика сделал разворот и сбросил пятнадцать маленьких и одну большую бомбу. Позже воронка от взрыва большой бомбы, при разливе Оки, наполнялась водой и превращалась в небольшой пруд. Детвора там купалась и ныряла - глубина была приличная. В конце войны деревянная Троицкая Церковь стояла закрытой, а двери были заперты на замок. Однако одна из верующих жительниц по большим праздникам пробиралась в Храм через окно и зажигала там лампадки. Старожилы говорят: «Где-то в 1945-1946 гг. на Церковь залезли мужики и спилили крест... Я стоял и думал… Что же это делается?.. Падающий крест воткнулся в землю…» После войны сельская молодежь начала растаскивать из Церкви Книги, Иконы, церковную утварь. В сарай у клуба свезли много Икон. Заведующий сельского клуба раскалывал Храмовые Иконы и делал из них скамейки для клуба. Позже односельчанам «бросались в глаза» ножки скамеек, которые были сделаны из Икон. Скамейки долго не просуществовали, так как жители села хорошо понимали на чем им предлагали сидеть. В наши дни заведующий клубом ходил по селу и просил прощения у односельчан за свои прошлые деяния. После войны Церковь разобрали, а бревна отвезли на телегах на строительство скотного двора. Один из жителей села (Губанков Василий Семенович) сказал: «Бог накажет - сгорит ваш скотный двор!» Так и произошло - летом во время грозы молния ударила в скотный двор и он сгорел вместе с коровами. Сразу вспомнили пророчество Василия Семеновича, который предупреждал о каре небесной, и сослали его на Соловки. Спустя время Василий Семенович вернулся из заключения и прожил в родном селе до девяносто пяти лет. Бревна сгоревшего скотного двора предлагали купить односельчанам в виде дров, но жители села отказались от таких «дров», зная их происхождение. Также хочется развеять миф о том, что староверы разбивали стакан, после того как из него пил иноверец. Старообрядцы села Октябрьское говорят: «Мы такого нигде и никогда не встречали. Просто у нас была посуда для разных нужд - одна для кухни, одна для ванной, одна для двора, одна для скота…» Старушка из села Октябрьское, пережившая войну и голод, сказала: «Раньше, когда дети встречали пожилого человека на улице, здоровались и почтительно кланялись, а сейчас и обозвать могут, и передразнить…» В настоящее время место, где когда-то стояла Старообрядческая Троицкая Церковь, превратилось в заросший бурьяном пустырь.
Видео: Старообрядческая Церковь Пресвятой Троицы (с.Октябрьское) С.С. Михайлова "История старообрядчества г. Коломна и его окрестностей"
Старообрядческая Федосеевская Церковь (с.Октябрьское)
Церковь Пресвятой Троицы, каменная (с.Октябрьское)
Часовня (с.Октябрьское)
|
|