Никольская и Троицкая церкви (с.Пирочи) РАЗРУШЕНЫ |
|
В селе Пирочи действовали две Церкви - одна деревянная Николая Чудотворца (1723), вторая каменная Троицы Живоначальной (1848), а также деревянная Часовня рядом с Троицким Храмом.
И.В. Добролюбов в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» пишет:
«с. Пирочи. Церкви Никольская и Троицкая (в 35 верстах от уездного города). Пирочи под именем села упоминается в преправочных книгах от 1595-1597 гг., где оно значится в вотчинах «за Прокофием за Ураковым сыном Оверкеева…» По прирпавочным книгам 124 (1616) г. оно значится в поместьях: «за Константином…» В тех же прирпавочных книгах упоминается в с.Пирочах и церковь Николы чудотворца – древена клетцка, в которой образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковные строения приходных людей, пашни церковных двенадцать четверти в поле, а в дву потомуж сева у Оки реки на берегу за исток двадцать конец. В окладной книге 1676 г. при Никольской церкви с. Пирочи земли церковной было 6 четверти с иных покосов 25 коп.
В приходе с.Пирочах и деревне Негоможи 51 двор, в том числе 10 дворов помещичьих. Ныне существующая деревянная церковь построена в 1723 году. Троицкая каменная церковь с приделами Казанским и Никольским, построена в 1848 г., вместо оной, существующая ныне также каменная устроена в 1868 г. Земли при ней ныне состоит 48 десятин. В приходе, состоящем из с.Пирочи и дер. Негоможи. Мужского полу 443, женского полу 471. Причт получает ежегодно с прохожан согласно обязательству, 400 руб. Кроме того в билетах имеется 3420 р. По штату 1873 г. в причт положены 1 священник и 1 псаломщик… Из священно-служителей означенных церквей известны: Петр уп. в 1676 г., Иоанн Гаврилов уп. с 1683-1728 гг., Дионисий Мартынов р. в 1728 г. нояб. 24, уп. в 1760 г., Онуфрий Дионисиев уп. с 1784 по 1804 г., Акинфей Петров. Подлеснинский уп. с 20 июля 1804-1840 г., Василий Ефимов Некрасов уп. с 25 июля 1840- 1876 г., Димитрий Никанорович Радимов сост. с 1876 г.» Димитрий Никанорович Радимов служил в Храме до 1894 г., с 1896 по 1925 служил Александр Куракин, с 1925 по 1930 гг. в Храме служили Священники Любавский и Ведьманов, с июля 2011 г. Священник Алексий Сафронов».
Деревянная Церковь Святителя Николая находилась в центре сельского кладбища. Церковь была маленькая, внутри были Иконы, стоял стол и два стула. После постройки каменного Троицкого Храма деревянную Никольскую Церковь разобрали и перевезли в г.Луховицы. Троицкая Храм (1848) был красивый и прочный, с высокой колокольней. При строительстве Церкви использовали яичные белки и молоко. В Храме было два алтаря: слева крестили мальчиков, справа девочек. В Церкви проводились торжественные богослужения, пел хор (певчие: Брускова П.С., Гудалина Л.М., Гуреева Н.Ф. и другие). Вся атмосфера Храма побуждала к молитве и настраивала на благочестивый лад. На церковной территории стояла маленькая деревянная Часовня, действовала церковно-приходская школа. Старожилы утверждают, что территория и убранство Троицкого Храма с.Пирочи напоминают современную территорию Богоявленской Церкви в Гончарах (г.Коломна). Архитектурный стиль и формы Храма были идентичны с Храмом села Поповка (с.Октябрьское). При Церкви хоронили заслуженных и уважаемых людей. Здесь была похоронена дочка двоюродного брата П.М.Третьякова, которая погибла в 1914 г. от удара молнии. Место гибели Сони в народе называют "Сонина канавка". На месте гибели (участок дороги Пирочи - Городец) часто случаются автомобильные аварии. Памятник Соне был выполнен из черного камня, в центре углубление - окошко, куда ставили свечку; на памятнике была надпись "Нашей дочке". В наши дни памятник был украден.
Село Пирочи до революции было одним из самых зажиточных в округе. Мужики промышляли извозом на тракте Москва-Рязань, занимались огородничеством, зимой отправлялись на заработки в Коломну. В Пирочах родился крестьянский поэт Анисим Фролович Нечаев. Он переехал в Архангельск, где занялся торговлей. Его стихотворение «Рассказ старушки» было опубликовано в 1849 г в журнале «Москвитянин». В начале 30-х годов жители села Пирочи пережили большую трагедию – раскулачивание крестьян. НКВДшники могли приехать ночью и забрать кормильца, а в семьях было по пять - восемь детей. Когда из села Пирочи уводили несколько арестованных крестьян, на улице собрались матери, жены и дети - все плакали, кричали, пытались вырвать своих отцов и мужей, но все напрасно. После отбытия первых сроков заключения большинство крестьян вернулось домой. Годы заключения не прибавили им любви к советской власти и приверженности колхозному строю. Со слов старожилов, председатель Пирочинского сельсовета Брусков В.А., находящийся на своем посту с 1927 года, прекрасно знал мысли и настроения односельчан. Брускова вызвали в Коломенский райотдел НКВД, в течение двух дней он пять раз подвергался изнурительным допросам. Не выдержав, он дал показания об антиколхозных настроениях жителей. Список из десяти односельчан стал исходным материалом для разработки уголовного дела о «контрреволюционной нелегальной кулацкой группе».
По делу П-51267 были арестованы: Бабушкин Михаил Васильевич, Бабушкин Сергей Васильевич, Долматов Петр Алексеевич, Минаев Иван Ильич, Минаев Михаил Иванович, Нечаев Матвей Федорович, Нечаев Михаил Федорович, Нечаев Петр Агапович, Симаков Ефим Васильевич, Симаков Федор Ефимович. Также были арестованы Тельнов Иван Алексеевич, Минаев Гавриил Иванович, Нечаев Гавриил Агеевич, Макаров Василий Андреевич, Макаров Георгий Андреевич. 19 августа 1937 г. (через 20 дней после первых арестов) дело о «контрреволюционной кулацкой группе» слушалось на заседании тройки московского управления НКВД. Забегая вперед, скажем, что десять арестованных крестьян на следующий день повезли на расстрел, на Бутовский полигон. Следственное дело по обвинению пирочинских крестьян П-51267 открывалось негативными характеристиками, выданными сельсоветом на десятерых «кулаков» и «кулацких сынов». Главным доказательством неблагонадежности крестьян стали справки об их судимостях 1930-1932 гг. Почти все арестованные были главами многодетных семей. У Михаила Васильевича Бабушкина было восемь детей, у его брата Сергея Васильевича - семеро, у Матвея Нечаева - шестеро, пятеро у Ивана Минаева. Смысл приказа № 00447 не оставлял сомнений в том, что предстояла массовая операция в которой не было место обыкновенному человеческому состраданию. Дело о «контрреволюционной нелегальной группе» вели всем райотделом, не исключая его технического секретаря. Чтобы справится с «работой», в Коломну были направлены слушатели Школ усовершенствования личного состава НКВД. Лейтенанты госбезопасности допрашивали пирочинских крестьян и набирались опыта в фальсификации следственных дел. Роль руководителя кулацкой группы была возложена на Священника церкви с. Пирочи о.Александра Дмитриевича Куракина (1867-1937). Отец Александр, сын священника, окончил Духовную семинарию. Арестован 13 августа 1937 г., 14 октября того же года расстрелян, в 1958 г. реабилитирован. Он уже был арестован по другому делу, и приписать ему ещё и «контрреволюционный заговор» в родном селе не представляло труда. Так называемые следственные «церковные дела» и дела крестьянские невозможно разделить. В первые годы после революции и вплоть до конца 1930-х гг. крестьянство было той силой, которая встала на защиту гонимой Русской Православной Церкви. Множество уголовно-следственных дел сви-детельствует о сопротивлении крестьянства изъятию церковных ценностей, поруганию святынь, закрытию храмов и монастырей. По любому «церковному делу», заведённому на священника или диакона в какой-либо сельской местности, проходили прихожане храма - обыкновенные жители сёл, не потерявшие ещё веру в Бога и почти всегда твёрдо стоявшие за неё. Разработка следственного дела по обвинению крестьян с.Пирочи стала своего рода образцом для подражания в низшем звене аппарата НКВД. Впоследствии антисоветские высказывания, обильно приведённые в обвинительном заключении по этому делу, тиражировались в отношении десятков и сотен крестьян Коломенского района. (Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны"). Были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения жители села Пирочи: Нечаев Петр Павлович (10 лет), Гуськов Алексей Иванович (8 лет), Ласьков Дмитрий Федорович (8 лет), Долматов Федор Алексеевич (8 лет). В соответствии с постановлением ЦИК и СНК ССР от 01.02.1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» из села Пирочи были выселены: Симаков Кузьма Михайлович, Симакова Фекла Тихоновна, Симаков Александр Макарович и Симакова Вера Михайловна. Их дети были отправлены в детский дом. 18 октября 1991 года все они были реабилитированы. Из соседней деревни Негоможи также были репрессированы: Кузнецов Иван Никитич (Бутово), Кузнецов Федор Никитич (Бутово), Фадеев Федр Григорьевич (Бутово), Черкасов-Табаков Сергей Сергеевич (Бутово), Черкасов Александр Сергеевич (Бутово), Кузнецов Василий Семенович (Бутово), Трифонов Степан Петрович (Бутово), Кузьмин Федор Ефимович (10 лет).
Жительница с.Пирочи Брускова П.П. утверждает, что в 1904 году, когда о.Александр Куракин крестили ее внучку, Храму было 60 лет. Отец Александр вел службы в приходе до 1925 г. Краткая справка о Священнике Куракине Александре Дмитриевиче (1867-1937): «Родился в 1867 году в семье священника села Истобники Рязанского уезда Димитрия Куракина. Окончил Вифанскую духовную семинарию. В 1892 году был рукоположен во диакона к Казанской церкви села Сушково Зарайского уезда Рязанской губернии. В январе 1894 года был рукоположен во священника к церкви села Ситково Зарайского уезда. В 1896 году был переведен в церковь села Пирочи того же уезда, где служил вплоть до своего ареста. 13 августа 1937 года был арестован и 9 октября тройкой при УНКВД СССР по Московской области приговорен к расстрелу ("дело контрреволюционной группы церковников. Московская обл., 1937 г."). 14 октября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 18 апреля 1958 года был реабилитирован по 1937 году репрессий». Односельчане запомнили о.Александра как хорошего учителя и доктора. Он часто помогал в лечении кожных заболеваний. Священника Куракина репрессировали, когда ему было уже за 70 лет, после этого семья батюшки уехала из села. С 1925 по 1930 гг. в Храме служили Священники Любавский и Ведьманов.
Троицкую Церковь пытались закрыть с 30-х годов, уже в 1932 году обряд венчания проводили тайно ночью в закрытом Храме. При Священнике Ведьманове Церковь была закрыта окончательно. После закрытия Храма батюшка возил молоко из комунны в село. Как и другие Храмы Коломенского края, Троицкая Церковь не избежала разграбления. НКВДшники заставляли жителей села смывать золото с Храмовых Икон - стояла охрана и следила, чтобы ни один грамм золота не пропал, а все Иконы, после того как с них будет смыто золото, были сожжены в большом костре. Часть Икон жителям села удалось спасти. Когда охрана отворачивалась, Икону присыпали землей, чтобы потом откопать и сохранить. Было спасено несколько Икон, которые и по сей день хранятся в домах односельчан. Были и вопиющие случаи: одна из жительниц села, после разграбления Храма, пришла на праздник в платье, сшитом из церковной ризы. Большинство жителей отнеслись к ее поступку с большим негодованием и возмущением.
Во время войны в Церкви жили военнопленные, после войны здание использовали как зернохранилище. Ломать Церковь начали после Великой Отечественной Войны - разобрали колокольню, крышу. Спустя время самые «предприимчивые» жители разобрали Храм до оконных проемов первого этажа. Подъезжали мужики на телегах впряженных лошадьми, загружали кирпич и отвозили на строительство колхозных и частных построек. Старожилы говорят, что сельский конный двор был построен из кирпича разрушенной Церкви. Позже в центре разрушенного Храма образовалась большая гора битого кирпича и земли. Зимой местная детвора каталась на ледяной горке из оконных проемов разрушенной Церкви. По словам старожилов, многие из тех, кто разбирал Храм, умерли в самом расцвете сил. Троицкая Церковь сопротивлялась своим разрушителям до 80-х годов, и только в 1985 г. была разрушена полностью.
В настоящее время сохранился лишь один кирпичный столб (предположительно угловой), который являлся частью церковной ограды. На месте разрушенного Храма возведен мемориальный комплекс памяти павшим в годы Великой Отечественной Войны. Чуть правее от комплекса установлен Поклонный крест и мраморная табличка с надписью: "Крест установлен на месте Троицкой церкви, построенной в с.Пирочи в 1848 г. на пожертвования помещицы Чеплыгиной А.Н. и полностью разрушенной в середине ХХ в. Прости нас, Господи!"
Летом 2015 года в Пирочах был заложен новый Троицкий Храм. Церковь возводится на средства, собранные членами местной церковной общины.
Видео: Никольская и Троицкая церкви (с.Пирочи)
Святой источник Николая Чудотворца (с.Пирочи)
|
|