В деревне Сычево большинство жителей были старообрядцами. Во времена советской власти, когда большинство Храмов было закрыто, жители собирались на общую молитву в доме Ермолаевой Т.С., Кочетовой А.А., Денисовой А.Е. Численность молящихся составляла от 10 до 30 человек. Старожилы говорят, что детей возили крестить в Рязань, т.к. в Коломне не было действующих старообрядческих Храмов. У некоторых жителей деревни сохранились древние старообрядческие Иконы. Современные жители Сычево не помнят о существовании Часовни, но один из старожилов рассказал, со слов своего деда, о существовании Часовни: «Находилась деревянная Часовня в Сычево на задах участка семьи Коротаевых, разрушили ее давным-давно». Очевидец показал точное место, где когда-то стояла Часовня. На сайте представлены сканы чертежей молитвенного дома. Чертежи созданы в 1884 - 1885 гг.. Согласно чертежам молитвенный дом в Сычево в конце XIX века представлял собой полноценный храм (избу) с трехчастной структурой, включая притвор. На планах из архивных материалов показано, что изначально молитвенный дом находился на окраине деревни, на дороге в Коломну (возможно, современное Акатьевское шоссе). Крестьяне просили перенести молельню вглубь села. Нет точных данных о дате строительства и утраты Часовни, однако в «Ведомостях о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольничьих часовнях и молельнях» (1826 г.) говорится: «… В сельце Сычеве, принадлежавшем майору князю Голицыну, по секте называемой поповщина. Она была построена «лет с 9-ть» вышедшим в купечество крестьянином Никитою Фоминым, с помощью всего селения…». По другим данным, Часовня д.Сычево была приписана к Храму с.Протопопово. Предлагаем Вам ознакомиться с отрывком из статьи Залата Т.К. "Коломна старообрядческая": "Раскольничья моленная располагалась в сельце Сычево Протопоповской волости –
в том самом Сычево, в котором располагался один из фарфоровых заводов Кудиновых.
В документах разных лет фигурирует и часовня, и моленный дом. В 1884 году общество
крестьян деревни подает прошение московскому генерал-губернатору с просьбой о
возобновлении раскольничьего моленного дома.
В официальной переписке молитвенный дом в Сычево также именуется как часовня.
Раскольники из Сычево планировали заменить обветшавшие части строения на новые и
вместо тесовой крыши положить железную, возобновить молитвенный дом и перенести
его на другое место. Прошение крестьян подписано уполномоченным от крестьянского
общества деревни Сычево Семеном Ивановичем Ракиным, а написано рукой коломенского
мещанина Константина Михайловича Хлебникова, о чем прямо указано в тексте документа.
В Сычево был командирован губернский архитектор Самарин для сверки представленного
генерал-губернатору плана с натурой и освидетельствования на местности существующего
молитвенного дома. Благодаря этому, до наших дней дошел образ того ветхого молельного
дома, который и собирались поновлять крестьяне села Сычево.
Молельная была деревянная, с тесовой крышей и стояла на каменных столбах, «шириной
12 аршин и с одной прорубной капительной стеной, поставленной от западной стены на
расстоянии 6 аршин. Остальная же часть дома на протяжении 16 аршин не имеет никакой
связи, поэтому и от распора стропил и от того, что срублена не из цельного леса,
грозит опасность падения».
Архитектор Самарин отметил слабые стороны существующего здания и предложил новый,
исправленный проект, на котором предстал нарядный молитвенный дом, разделенный на
части разной высоты, с крышей сложной формы, резными сухарями луковичного типа в
основной и алтарной частях и ажурным слуховым окном куполообразной формы.
Проект было решено отправить в канцелярию московского генерал-губернатора для того,
чтобы получить необходимые распоряжения и разрешения, но, очевидно, проект не получил
одобрения, поскольку был возвращен коломенским исправником просителю из-за отсутствия
на нем разрешительной подписи.
Что касается местоположения моленной и ее переноса, она располагалась отдельно от
крестьянских домов, на дороге в Коломну, которая от центральной улицы брала резкий
поворот и шла почти перпендикулярно ей. Это был самый край деревни, что, вполне возможно,
было не очень удобно прихожанам. Крестьянское общество предложило отнести молитвенный
дом вглубь деревни, дальше от дороги и на задах деревенских домов. Но московский
губернатор не разрешил перенести (по сути, заново отстроить на новом месте) моленную и
лишь позволил произвести ремонт ее ветхих частей: ремонт каменного фундамента, ремонт полов,
поновление полусгнивших венцов. Согласно некоторым источникам, старожил деревни Сычево
рассказал со слов своего деда, что деревянная часовня находилась на задах участка семьи
Коротаевых и что разрушили ее давным-давно". В деревне Сычево служил священник с.Протопопово Георгий Беляев.
Преподобномученик Никон (в миру - Георгий Николаевич Беляев) родился 15 августа 1886 года в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Николая Николаевича Беляева. В 1902 году Георгий окончил Коломенское духовное училище, в 1908 году - Московскую духовную семинарию и был назначен учителем в школу в селе Чашниково Московского уезда.
При школе был интернат, где жили дети. В селе им было создано Троице-Алексеевское братство трезвости и при нем миссионерский кружок. В марте 1918 года Георгий Николаевич был рукоположен в священника, но до августа одновременно оставался и учителем в школе. В это время тяжело заболел его отец, служивший в Троицкой церкви в селе Протопопово Коломенского уезда, и туда священником был назначен отец Георгий. "Дорогой отец Георгий, благослови Вас Господи. Господь судил послужить Вам болящему родителю, свято исполните сей священный долг Ваш... Время страшное: видны знамения антихристовы... Молим Господа, чтобы Он еще и еще потерпел грехам нашим и еще раз отвернул бы этого сына погибели, но слышно его гнусное дыхание и не видно со стороны верующих должного ему отпора. Творится что-то невероятное. Православных на бумаге набирается до 80-90 миллионов в России, их отец и Первоиерарх арестован, - и где же они? А ведь сказано в Писании: поражу Пастыря, и разыщутся овцы". (Из письма архиепископа Никона о.Георгию. 20 ноября 1918 г.)
В августе 1919 года по его инициативе был устроен сбор продуктов на содержание служащих в церкви. Когда продукты были собраны, явились представители власти и все забрали. Отец Георгий арестован и отправлен в Коломенскую тюрьму.
Вернувшись в село, он еще активнее приступил к исполнению своих священнических обязанностей, так как явственно ощущал, что время коротко. Отец Георгий ежедневно неустанно проповедовал в храме, каждое воскресенье вечером устраивал беседы на религиозные темы, собирал детей для уроков по Закону Божию.
Осведомитель ОГПУ писал в отчете: "Дела, проделываемые попом, делаются так секретно, что пока никак не удается мне проникнуть в его кружок, так как чужих людей они остерегаются, а своих хорошо знают. В январе 1921 года в чекистском рапорте сообщалось по начальству: "Политическое состояние волости удовлетворительно. Сообщаю третий раз, что священник села Протопопове ведет агитацию против советской власти, устраивает разные беседы, преподает Закон Божий. Прошу принять меры..."
Рассказывают, что после Пасхи 1921 года отец Георгий служил Пасхальный молебен. В часовню деревни Сычева из любопытства пришли старообрядцы. После молебна священник обратился ко всем: "Христос воскресе!" Но "Воистину воскресе!" ответили ему только прихожане. Тогда отец Георгий обратился ко всем собравшимся с горячей проповедью: "Не все ли равно, сказать два раза "аллилуйя" или три раза, не все ли равно, помолиться тремя пальцами или двумя? Перед нами стоит общий наш враг, и этот враг - неверие. Враг этот очень сильный и опасный, с которым мы с вами должны бороться. Борьба эта зависит от каждого из вас. Ни в одной стране, ни в одном государстве нет таких порядков, как у нас теперь на Руси святой. Кучка людей ведет за собой массу, как стадо баранов. Народ наш темный, необразованный, послушают какого-либо оратора, похлопают ему в ладоши. Выступает другой оратор, потом третий, говорят совсем другое, а люди хлопают и им. Теперь масса людей, детей, оторванных от отцов и матерей, воспитываются по усмотрению неверующих. Люди эти становятся развратниками и хулиганами, и их у нас много теперь. Я бываю в Коломне, бываю и в Москве, некоторые дети бросаются ко мне, просят благословения, целуют крест, а другие проходят мимо с насмешками, насмехаются, как и взрослые.
Это стало корнем зла, великого зла, с которым мы с вами должны бороться, как с нашим общим врагом...
Сегодня наш общий праздник воскресения Христова, который мы с вами празднуем в великоторжественном веселии, а потому и говорю я вам: "Христос воскресе!" И на этот раз все вместе согласно ответили: "Воистину воскресе!" 4 ноября 1921 года в доме священника был произведен обыск, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 7 февраля 1922 года отец Георгий был приговорен к ссылке в Архангельскую область, которая продлилась три года.
1925 году отец Георгий вернулся на Родину. Епископ Коломенский Феодосии (Ганецкий) предложил ему принять монашеский постриг и возглавить монашеское братство Старо-Голутвина монастыря, на что отец Георгий дал свое согласие. В августе 1925 года епископ Феодосии постриг его в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и поставил наместником монастыря.
В 1929 году начались очередные гонения на Русскую Православную Церковь, и Старо-Голутвин монастырь, в числе многих других, был разогнан. Архимандрита Никона арестовали, обвинив его в антисоветской агитации при произнесении проповедей.
26 июля 1929 года он был приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере. В 1932 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ, уже без рассмотрения дела, приговорило архимандрита Никона к трем годам ссылки в Северный край.
Вернувшись из ссылки, отец Никон был назначен в храм Трех Святителей в село Белоомут Луховицкого района Московской области, но вскоре переведен во Власьевскую церковь в Волоколамске. В 1937 году секретарь Волоколамского горсовета подал в НКВД следующую характеристику деятельности священника: "В городе проводит оживленную работу среди церковников, устраивая всякого рода собрания граждан и мобилизуя их на религиозную пропаганду..." 27 ноября 1937 года архимандрит Никон был вновь арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Сосед отца Никона, показал: "Его дом систематически посещают служители культа из сельской местности, в его квартире проходят тайные контрреволюционные сборища, но что на них обсуждают, мне не известно...".
Следствие обвиняло о.Никона как активного организатора контрреволюционной группы, в которую входили служители культа. Ему вменялось проведение контрреволюционной антисоветской деятельности, направленной на срыв мероприятий советской власти.
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Никона к расстрелу. Архимандрит Никон (Беляев) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Видео: Часовня (д.Сычево)
|